Большинство преподавателей поддержали частичное дистанционное обучение на постоянной основе
Две трети преподавателей (72,7%) и больше половины студентов (59,3%) сообщили, что предпочли бы традиционную форму образования с включением в нее элементов дистанционного обучения. Такие данные получены в ходе опроса 110 сотрудников и 506 учащихся Тверского государственного медицинского университета (ТГМУ), результаты доступны на официальном сайте вуза.
С тем, что традиционное обучение с элементами дистанционного дает большие возможности, согласились 50% опрошенных преподавателей и 62,5% студентов. Больше половины сотрудников сообщили, что адаптировались к условиям удаленного формата образования «хорошо» (55,5%) и «отлично» (15,5%). Оценили свой опыт как удовлетворительный 27,3%.
Первый опыт
При этом большинство опрошенных сотрудников кафедр — 73,6% — рассказали, что в период карантина нагрузка на них значительно увеличилась. Ответ «немного увеличилась» дали 17,3%.
Нагрузка на преподавателей в период карантина
Источник: ТГМУ
Среди студентов о хорошей и отличной адаптации к удаленному обучению сообщили 46,2 и 37,9% опрошенных. Ответ «удовлетворительно» дали 12,6%.
О том, что уровень мотивации студентов к обучению при введении дистанционной формы снизился, сообщили 43,6% преподавателей. Еще 18,2% посчитали, что он не изменился. 20% респондентов затруднились ответить на этот вопрос.
Уровень мотивации студентов к обучению в дистанционной форме
Источник: ТГМУ
Основными сервисами, которые использовали преподаватели для удаленного обучения, были названы платформы Moodle и Zoom, мессенджеры и социальные сети (WhatsApp, Skype, Youtube канал) и электронная почта.
В докладах преподавателей ТГМУ и других медицинских вузов, которые включены в тематический сборник, отмечается, что опыт дистанционного образования оставил у педагогов чувство неудовлетворенности. По их словам, даже подробное изложение материала не заменяет живое общение, при котором преподаватель может расставить акценты на наиболее значимых или трудно поддающихся изучению моментах. Также в ходе обучения не было четкого представления о том, насколько усвоен материал, все ли понятно, все ли разделы изучены в достаточном объеме, студенты не имели возможности задать уточняющие вопросы.
«Большинство студентов с пониманием отнеслись к этой сложной ситуации: вовремя присылали ответы на задания, аккуратно и правильно отвечали на вопросы, задавали вопросы в электронном виде, если было что-то неясно. Однако, обратная связь все-таки была нарушена», — говорится в докладе сотрудников кафедры поликлинической педиатрии и неонатологии ТГМУ.
В нем отмечается также, что обучающиеся часто формально просматривали размещенные материалы для изучения: статьи, презентации, лекции, ссылки на источники литературы. Задания в тестовой форме решали первые группы учащихся, делали скриншоты ответов и пересылали остальным на следующий цикл. То же происходило и с ситуационными задачами. У некоторых студентов не было особой мотивации изучать лекции в презентациях.
Из вышесказанного делается вывод, что введение дистанционных технологий в процесс обучения вызвало ряд проблем. К данной системе обучения оказались не готовы не только преподаватели, но и студенты. Ранее в медицинских университетах никогда не было заочного образования и считалось, что обучать таким образом медиков, особенно на клинических кафедрах, просто невозможно: не происходит формирования навыков коммуникации, командной работы, отсутствует непосредственный контакт с больным.
Были чисто технические сложности, связанные с отсутствием компьютеров у некоторых иногородних студентов, с использованием устаревших операционных систем, не поддерживающих образовательную платформу MOODLE (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). В результате происходили частые сбои в работе. Вскрылась высокая трудоемкость разработки электронных курсов и большие временные затраты для размещения лекционных материалов, тестовых заданий, вопросов на электронных ресурсах.
Потеря vs приобретение
Отмечается, что удаленная аттестация не позволяет объективно оценить уровень реальных знаний студентов. «Это подтверждается гораздо более высоким средним баллом на экзамене в прошедшем учебном году и резким несоответствием между экзаменационной оценкой и текущей успеваемостью при предшествовавшем очном обучении. Не вызывает сомнений, что большинство ответов были списаны, тогда как в клинических ситуационных задачах и ЭКГ допускались принципиальные ошибки, демонстрирующие отсутствие как базовых знаний, так и клинического мышления у студентов. Многие студенты получили гораздо более высокие оценки, чем это было бы возможным при устном экзамене», — отмечают сотрудники кафедры пропедевтики внутренних болезней ТГМУ.
Тем не менее большинство преподавателей назвали допустимой частичную удаленку в медицинских вузах: при отсутствии форс-мажорных ситуаций использование комбинированной формы обучения наряду с традиционной вполне оправдано и позволяет «без потери качества обучения существенно экономить время преподавателей и студентов, а также более рационально использовать аудиторный фонд». В дистанционный режим, в частности, могут быть переведены лекции, веб-занятия по актуальным темам педиатрии с привлечением специалистов (дистанционный урок, семинар, конференция, деловая игра),текущий, рубежный и промежуточный тестовый контроль знаний. Предлагается разработать соответствующее учебно-методическое обеспечение дистанционного обучения (ДО).
«В полной мере дистанционные технологии не способны заменить «живое» общение, но при невозможности такового могут стать его приемлемым суррогатом. В дистанционном формате можно решить все задачи медицинского образования, кроме выработки мануальных навыков и организации производственной практики. В очном образовании целесообразно использовать возможности систем дистанционного обучения для создания учебных пособий, тренажеров когнитивных навыков и ситуационных задач в форме тестовых заданий», — считает заведующий кафедрой госпитальной терапии и профессиональных болезней ТГМУ, профессор Евгений Мазур.
Нет комментариев
Комментариев: 0