Эксперт: ведомственная принадлежность медицинских вузов в России пока оправдана
«Все, что происходит сейчас в медвузах Минздрава, показывает, что нет такой упадочной картины, наоборот, они очень хорошо развиваются. Последние 2-3 года много усилий прикладывается для развития материальной базы, подготовки профессорско-преподавательского состава. Введена система аккредитация, которая реально способствует повышению уровня образования», - сказал Залим Балкизов.
«Герман Оскарович приводит в пример страны, где медицинские вузы превратились в медицинские факультеты крупных университетов, - продолжил он. - Это дает некую экономию за счет того, что некоторые дисциплины становятся общими и реализуются не только в рамках программам медицинского образования. Плюс за счет этого укрепляются фундаментальные кафедры. Скажем, кафедры физиологии, биологии в медицинском вузе могут быть узкоспециализированными и не следовать всем нововведениям. В составе же университета они обретают большую самостоятельность или даже могут быть преобразованы в институты».
Залим Балкизов считает при этом, что для России пока оправдана ведомственная принадлежность медвузов. «Вузы Минздрава в плане подготовки специалистов здравоохранения обеспечиваются существенно лучше, чем вузы Министерства образования, где, к сожалению, медицинские факультеты часто содержатся по остаточному принципу, - сказал он. - Поэтому считаю, что в нынешнем положении это оправданная мера, они там и должны находиться, иначе тоже перейдут на остаточное финансирование. А медицинские специальности - одни из самых ресурсоемких, самых затратных для подготовки, требуют более пристального внимания. При ведомственной принадлежности регулирование вуза более специфичное, ему обеспечивается более тесная связь с медицинскими организациями. Кроме того, министерство определяет свою кадровую политику и может более гибко реагировать на потребность в кадрах в тех или иных регионах, формировать определенное количество целевых мест при подготовке студентов.
Нет комментариев
Комментариев: 2
Имеет смысл в сложившейся обстановке конкретизировать цели и задачи подготовки врачей. Убрать из программ разделы, имеющие только историческое значение. Перенести основные задачи на выработку умений и навыков будущих специалистов, расширив в программе практические занятия (семинары- обходы с презентацией, кейсы, дискуссии, бизнес-проекты) и убрав избыточную отчетную документацию (многостраничные дневники, письменные рефераты). Необходимо сохранить самое существенное - общение слушателей с опытными преподавателями-врачами. Надо прекратить объединение групп для поточного обучения по 30-40 студентов и слушателей на практических занятиях.
Спрос на компетентного врача-специалиста велик. Товар штучный. Для подготовки врача требуются годы и большие силы. Будущий врач должен полностью сосредоточен на обучении. Совместительство в учебный период недопустимо.