Эксперт: врачи плохо знают антибиотики
В подтверждение своих слов он привел данные системы «Фармаконадзор» АИС Росздравнадзора за 2012-2014 гг. на основе 1123 спонтанных сообщений. «Мы их проанализировали и поняли, что препараты, относящиеся к бета-лактамным антибиотикам, назначаются с ошибками, частота которых может достигать 50%. Ошибки самые разные. Треть связана с применение по незарегистрированным показаниям, чаще всего при лечении вирусной инфекции. Врачи еще и инструкции не читают, в результате – меньшая кратность, наличие противопоказаний, большая или низкая доза, нерациональная или несвоевременная смена. Почти половина ошибок связана не просто с нерациональным выбором, а в принципе с незнанием режимов назначения, дозирования», – прокомментировал он.
Большое европейское исследование об уровне знаний о лечении инфекций, вызванных резистентными грамотрицательными возбудителями, в ходе которого были опрошены 600 врачей из Франции, Испании, Италии, Германии и 200 из России, также показало неутешительные результаты. Врачи РФ менее осведомлены о проблеме антибиотикорезистентности, о возможностях молекулярной диагностики и реже пользуются системами принятия решений (электронные алгоритмы, чек-листы и т.д.). 63% врачей в РФ получают результаты микробиологического исследования на 6–10 день (в Италии – 24%, в среднем в Европе – 30%).
Эта же беда отмечается и среди провизоров. Опрос, проведенный в Санкт-Петербурге среди 316 фармацевтов 36 аптек, показал, что только в 33% случаев антибиотики проданы по рецепту врача. Сами фармацевты в 68% случаев принимали антибиотики в качестве самолечения, а не по назначению.
Сергей Зырянов отметил, что «Стратегия предупреждения распространения антимикробной резистентности в РФ на период до 2030 года» предусматривает повышения уровня подготовки специалистов по вопросам, связанным с АМР. Однако пока остаются открытыми вопросы, как это реализовать: должен ли курс по АМР быть включен в программы вузов, и в рамках какой специальности, или в программу дополнительного образования? Повышение эффективности обучения специалист видит во внедрении новых технологий, электронных систем обучения.
Нет комментариев
Комментариев: 0