Одна из причин — отсутствие системных решений, замена их мерами, по сути, краткосрочного характера, которые почему-то растягиваются на годы. К сожалению, правительство в очередной раз отложило еще на более дальний срок введение единой отраслевой системы оплаты труда в здравоохранении — теперь уже на 2027 год (при том, что необходимость перехода к ней была признана на уровне высшего руководства страны еще в 2019 году). Внедрение такой системы позволило бы устранить (или, по крайней мере, существенно уменьшить) разрывы в оплате труда между разными регионами и даже разными медучреждениями в одном субъекте, существенно повысить зарплаты подавляющему большинству медработников, причем с учетом профессионально-квалификационных характеристик по каждой должности.
Вместо этого правительство, борясь с дефицитом кадров, с 2023 года прибегло к вспомогательной мере — введению специальных социальных выплат (ССВ) отдельным категориям медработников, и эти выплаты юридически даже не часть зарплаты, а лишь мера социальной поддержки (что-то вроде пособия по безработице или «декретных»). Соответственно, возникают перекосы — назначая и повышая дополнительные выплаты одним, правительство тем самым нарушает баланс доходов между работниками одной квалификационно-профессиональной группы, что очень похоже на дискриминацию, вызывает законное возмущение и угрожает новыми утечками кадров. Расползающийся по швам тришкин кафтан натягивают на дрожащее от холода здравоохранение.
Принятое в марте этого года Постановление Правительства РФ № 343 резко повысило спецвыплаты медработникам в небольших населенных пунктах. Например, в городах с населением меньше 50 тыс. врачам поликлиник и стационаров районных больниц платят до 50 тыс. руб., среднему медперсоналу — до 30 тыс. руб. Скорую помощь, где дефицит кадров не меньше, оставили без повышения, а на стационары межрайонных и городских больниц выплаты так и не распространили, хотя по функционалу работа подавляющей части персонала этих медучреждений практически ничем не отличается от районных и участковых.
Что в итоге получается? Нынешнее повышение спецвыплат коснулось только меньшей части тех, кто эти выплаты получает: ни большие города, ни скорую помощь в малых населенных пунктах оно не затронуло, хотя это все — большие группы работников. При этом в публичном поле ни от одного высокопоставленного лица в правительстве или Минздраве России не прозвучало ни одного внятного аргумента, почему, например, без повышения выплат оставили скорую помощь в малых городах.
Особенно абсурдно это выглядит на фоне стихийного флешмоба работников скорой: каждый день в соцсетях появляется полтора десятка новых видеообращений трудовых коллективов СМП к руководству страны, а высокопоставленные чиновники отделываются какими-то невнятными замечаниями, что позиция медработников замечена, но нужно время, чтобы собрать сведения и проанализировать ситуацию. Хочется спросить: почему ситуация не была проанализирована заранее, когда решение по повышению выплат еще только готовилось?
Напомню, что главной задачей введения ССВ изначально объявлялась борьба с дефицитом кадров. В этом смысле и межрайонные больницы и скорая помощь в небольших населенных пунктах мало чем отличаются от поликлиник и стационаров районных больниц. Например, в сельской местности и малых городах из-за практически полного отсутствия врачей СМП вообще нет врачебных общепрофильных бригад (не говоря уже о реанимационных). На вызовы выезжает либо фельдшерская бригада, либо вообще не бригада, а один фельдшер (что грубо противоречит федеральным нормам организации скорой помощи). Количество бригад часто в 1,5—2 раза ниже федерального норматива, привязанного к численности населения и радиусу обслуживаемого территории. Чтобы свести концы с концами и закрыть кадровые дыры в графике дежурств, многие работают на полторы ставки и более, что вообще ненормально для экстренной службы, занимающейся спасением жизни и здоровья людей.
При этом за свою работу фельдшеры и медсестры скорой помощи в расчете на одну ставку получают в регионе 22—30 тыс. руб. Понятно, что, узнав, что средний медперсонал других подразделений ЦРБ, где они работают, в дополнение к основному заработку будет получать надбавки такие же или превышающие их зарплаты на ставку, фельдшеры скорой не могут не чувствовать себя униженными и абсолютно деморализованными.
Не забываем, что средний медперсонал в поликлиниках и стационарах представлен в основном медицинскими сестрами, которые по профессионально-квалификационной сетке стоят ниже фельдшеров, составляющих костяк скорой помощи и работающих из-за отсутствия врачебных бригад всегда самостоятельно — без врача, неся на себе дополнительные риски. Спрашивается, почему спецвыплата фельдшеру бригады СМП в четыре с лишним раза меньше, чем выплата медсестре стационара?
Есть ли надежда на изменение постановления кабмина? Уверен, что у правительства нет другого пути. Оно будет вынуждено сделать это или сейчас или через полгода, когда медперсонал скорой помощи массово «проголосует ногами», а население начнет задавать вопросы, почему не едет скорая?
В сети начало гулять письмо за подписью вице-премьера Татьяны Голиковой губернаторам, в котором «в целях решения поднимаемых медицинскими работниками скорой помощи вопросов» предлагается провести анализ заработной платы каждого (!) медработника отделений и станций СМП. При этом анализ должен учитывать «количество выполняемых данным работником вызовов». А по итогам анализа поручается «принять соответствующие меры» и провести встречи с коллективами станций (отделений) скорой медицинской помощи».
В общем это то же самое, что тушить пожар керосином. Я уже представляю, во что выльются эти встречи региональных чиновников с трудовыми коллективами, на которых «скорякам» будут объяснять, что им уже повысили оклад (урезав, правда, разные твердые надбавки — за стаж, ночные и др.). И что у них (на селе) вызовов маловато (в сравнении с городом) и план-то не выполняется (при том, что количество персонала в 1,5—2 раза ниже требуемого).
Я ознакомился с формой сбора информации, которую во исполнение поручения Минздрава направили в медучреждения. Сразу скажу, что полученные по этой форме данные не дадут объективной картины ситуации со скорой помощью в малых городах и сельской местности, зато могут быть легко использованы для шельмования работников скорой, осмелившихся требовать специальные выплаты наравне с коллегами из амбулаторного звена и стационаров.
Для оценки рабочей нагрузки, в частности, собираются данные по количеству вызовов. При этом отсутствует запрос о радиусе территории обслуживания, а также о расстоянии до стационаров, куда районная скорая везет сложные случаи, а это и 70, а то и 300 км. При такой маршрутизации время обслуживания таких госпитализаций может составлять на одну поездку три-шесь часов и больше. Кроме того, администрация районных больниц часто навешивает на отделения СМП непрофильные функции — перевозки из стационара в стационар, доставку на работу специалистов, дежурящих на дому, функции травмпункта, кабинета неотложной помощи, освидетельствование алкогольного и наркотического опьянения, фиксацию побоев в рамках действий МВД и др. Эта работа в число выездов не включается и в отчеты не попадет.
Анкета о нагрузке бригад СМП в малых городах и сельской местности
В «анкете» Минздрава фигурирует также запрос количества занимаемых ставок. При этом из полученных по этой форме сведений невозможно будет понять, какая часть вызовов была обслужена бригадами с полным составом работников, а какая фельдшером-одиночкой (то есть с увеличенной нагрузкой). По этим данным можно будет высчитать коэффициент сверхнормативной работы (переработки в виде совместительства и сверхурочных), а также размер зарплаты на одну ставку. Но вряд ли эти расчеты будут доведены до общественности. Зато будут озвучивать среднюю зарплату со всеми переработками.
Реакция федерального центра говорит о том, что пока правительство решило «держать паузу», пытаясь заставить регионы самостоятельно утихомиривать недовольных сотрудников скорой и другие категории «обделенного» медперсонала.
При этом, полагаю, без дополнительного федерального финансирования успокоить коллективы не удастся, никакое перераспределение денег внутри региона покрыть такие затраты не сможет. Ситуация сама собой не рассосется, а если меры не будут приняты, лишь усугубится. Медработники начнут увольняться, и россияне это сразу почувствуют на себе (например, вырастет время прибытия скорой к пациенту). В итоге правительство все равно будет вынуждено заняться проблемой повышения ССВ, но уже в сильно ухудшившейся ситуации.
Реальным же системным решением было бы сокращение сроков перехода к единой отраслевой системе оплаты труда. Пилотные проекты надо запускать уже с июня, а с января 2025 года переходить к внедрению в масштабах страны. Ведь проект с конкретными цифрами и расчетами был подготовлен правительством еще в октябре 2021-го. К нему у профсоюзов тоже были вопросы, но его реализация, будь она начата вовремя, уже развернула бы ситуацию в здравоохранении в нужном направлении.
Нет комментариев
Комментариев: 1