ФОМС: единые размеры санкций предотвратят коррупционные факты
– Перечень оснований для применения санкций к медучреждениям существует с 2010 года. Однако унифицированных размеров штрафных санкций до настоящего момента не было: каждый субъект устанавливал их самостоятельно. Это приводило к тому, что за одно и то же нарушение в разных субъектах РФ устанавливались совершенно несопоставимые размеры санкций. Например, в Смоленской области в случае выявления нарушений в части выбора медицинской организации или врача размер штрафа составлял 100% от норматива финансовых затрат. В то же время в Ставропольском крае это нарушение «оценивалось» в 10% от норматива, – рассказал он.
В целях реализации поручения Президента РФ по завершению перехода на страховые принципы с 1 января 2016 года была разработана единая методика по определению размера единых штрафных санкций. Эта работа длилась полтора года: она началась еще в начале 2014 года, а приказ был подписан в августе 2015 года.
– За полтора года эта методика прошла массу обсуждений, рассматривались разные механизмы. В частности, на самых первых этапах предлагалось установить некие минимальные и максимальные размеры штрафных санкций по тем направлениям, которые определены в приказе №230 Фонда ОМС, а также были предусмотрены территориальные коэффициенты, которые могли бы учесть региональные особенности конкретных медицинских организаций. Однако это не позволило бы сформировать единые рамочные правила определения санкций, чтобы исключить коррупционные факты, о чем нам неоднократно сообщали представители контролирующих органов – Счетная палата, ФАС, – пояснил Юрий Нечипоренко.
По его словам, фонд и медицинская общественность проанализировали размеры штрафных санкций, варианты их наложения. На основании этого анализа, по согласованию со всеми медицинскими сообществами, была сформирована методика в окончательном варианте.
– В основе данной методики лежат более жесткие наказания за нарушения в оказании медицинской помощи, в первую очередь приведшие в инвалидизации или к летальному исходу. Например, это необоснованный отказ в оказании медицинской помощи, повлекший за собой причинение вреда здоровью, или невыполнение необходимых пациенту диагностических или лечебных мероприятий, которые привели к летальному исходу, – сообщил представитель фонда.
В то же время при выявлении дефектов, не повлиявших на здоровье пациента, санкции сведены к минимуму. Например, это необоснованное назначение лекарственной терапии или отсутствие в медицинской документации информированного добровольного согласия пациента на вмешательство.
- Мы подавали в Национальную медпалату целый пакет предложений по этому приказу, ни одно из них не было включено в итоговый документ, - отметил главный врач Городской поликлиники № 20, заместитель председателя Новосибирской областной ассоциации врачей Игорь Воробьев.
Он сообщил, что ранее размер санкций в Новосибирской области устанавливался тарифным соглашением, которое подписывал региональный Минздрав, Территориальный фонд ОМС, страховые медицинские организации.
– Это было непросто – со спорами до хрипоты, но демократично. Сейчас не имеет смысла устанавливать размеры санкций в тарифном соглашении, поскольку они прямо установлены в этом приказе, это противоречит закону «Об обязательном медицинском страховании», - отметил он.
По некоторым нарушениям, не влекущими за собой серьезных последствий, штрафы увеличились многократно, рассказал Игорь Воробьев.
– Наибольшее внимание вызывает пункт 4.6 приказа – дробление случая, смена кода ОМС, отсутствие заявленного числа посещений и т.д. Этот пункт занимает в нашей поликлинике 18% от общего числа штрафов (по данным второго полугодия 2015 года). Если раньше штраф по этому пункту составлял 3% от норматива финансового обеспечения (280,4 рубля), то сейчас штраф увеличился в 33 раза и составляет 100% от норматива. Если за полгода поликлиника заплатила 18 тыс. рублей штрафа по этим нарушениям, то сейчас мы бы заплатили 607 тыс. рублей, – отметил он.
На фото Юрий Нечипоренко
Нет комментариев
Комментариев: 0