Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Вопросы кибербезопасности в медорганизациях регулируются Федеральным законом № 187-ФЗ от 26.07.2017 «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» (КИИ) и принятыми подзаконными актами. Требования по кибербезопасности распространяются на все клиники, кроме частных кабинетов в статусе ИП. Их с 1 сентября вывели из-под действия Закона о КИИ¹.
Медорганизации, как субъекты КИИ, должны присвоить своим информационным системам (ИС) категории значимости с учетом их подверженности взлому и потенциальным рискам для пациентов. С 1 сентября вступили в силу поправки в Закон о КИИ, устанавливающие новые требования к категорированию IT-систем и обязательства по переходу организаций на российское программное обеспечение (ПО).
Теперь категорирование необходимо проводить только для типовых IT-систем (объектов КИИ) по общим правилам² с учетом отраслевых особенностей. В 2024 году Минздрав разработал и согласовал с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) перечень таких типовых систем. В него вошли Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), мединформсистемы (МИС) организаций, ПО клинико-диагностических лабораторий, аппаратов для лучевой терапии, анестезии и хирургии, а также для телемедицины.
В начале лета ФСТЭК³ представила для обсуждения новый проект перечня типовых IT-систем для разных отраслей экономики, в котором у медицины дополнительно появились ГИС ОМС и системы обработки данных. В июле Минздрав⁴ представил проект отраслевых особенностей категорирования. Ни один из двух документов пока не принят.
Категорирование в учреждении проводит специально созданная комиссия. В нее входит главный врач, заместитель по кибербезопасности и другие сотрудники. Состав комиссии, порядок ее работы, сбора и хранения документов должны быть оформлены локальным актом.
Комиссия должна определить, приведет ли воздействие на ту или иную систему или ПО к значимым последствиям. Перечень таких последствий утвержден в правилах категорирования и подразделяется на социальные, экономические, политические и экологические риски. Рядовую больницу в первую очередь должны интересовать социальные риски, к которым в проекте Минздрава даны пояснения. Во-первых, больница должна оценить максимально возможное число людей, которым может быть причинен средний или тяжкий вред здоровью в ходе кибератаки. Второй важный критерий — отсутствие у населения доступа к госуслугам. Для этого критерия будет оцениваться максимальное время, в течение которого население не сможет получить госуслугу. Оценку по этим показателям нужно будет проводить по каждому ПО и IT-системе на балансе организации.
Политические критерии коснутся органов власти: минздравов, ТФОМС и т.д. Экономические показатели должны будут оценивать клиники, относящиеся к ГУП, госкомпаниям и госкорпорациям, а также подразделения стратегических и оборонных предприятий. Такие учреждения должны будут оценивать годовой объем выплачиваемых налогов, средний размер годового дохода, максимальный период простоя для проведения профилактических работ и время на устранение последствий компьютерной атаки.
Оценку экологического показателя должны проводить только больницы, использующие в работе источники ионизирующего излучения: рентгеновские аппараты, КТ- и МРТ-томографы и т.д.
По завершении работы комиссия должна присвоить каждому ПО или IT-системе одну из трех категорий значимости. Результаты категорирования в течение 10 дней нужно направить в ФСТЭК. Закон о КИИ устанавливает только срок уведомления, но не время на проведение категорирования.
Закон о КИИ обязывает все организации, использующие значимые системы, внедрять современные протоколы безопасности для защиты этих систем от внешних угроз. Перечень таких мер должен включать ограничение доступа персонала к серверам больницы, установление разноуровневой системы доступа персонала к системам, проводить систематическую смену паролей и прав доступа, создать отделы кибербезопасности и т.д.⁵
Кроме того, все организации, работающие на значимых сервисах, обязаны с 1 сентября дополнительно устанавливать российское ПО из специального реестра⁶, в том числе антивирусное. Первоначально такая необходимость была установлена Указом Президента РФ № 166 от 30.03.2022.
Для своевременного информирования о кибератаках необходимо настроить информационный обмен с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак⁷.
Отдельное внимание нужно уделить закупкам российского ПО. Оно должно соответствовать требованиям информационной безопасности⁸ и быть включено в единый российский реестр или в единый реестр ЕАЭС. Закупки иностранного ПО необходимо согласовывать в уполномоченном органе.
Прокуратура уже начала проверки больниц на предмет соблюдения законодательства о КИИ. В ходе проверки ЦРБ Руднянского муниципального района Волгоградской области в 2024 году было установлено, что больница работает с региональной информационной системой в сфере здравоохранения, которой сама же присвоила 3-ю категорию значимости, но при этом в штате медучреждения не было специалиста по кибербезопасности.
Наличие такого сотрудника в штате для всех госкомпаний и системообразующих организаций было предусмотрено Указом Президента РФ № 250 от 01.05.2022. Документ требует создания в организации отдела информационной безопасности, возглавляемого одним из заместителей руководителя. Во исполнение этого указа правительство утвердило типовые положения о таком заместителе и отделе⁹.
Руднянский районный суд Волгоградской области встал на сторону прокуратуры и обязал больницу нанять в штат специалиста по кибербезопасности.
____________________
1 Федеральный закон № 58-ФЗ от 07.04.2025.
2 Постановление Правительства РФ № 127 от 08.02.2018.
3 https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=157304
4 https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=158031
5 Приказ ФСТЭК № 239 от 25.12.2017.
6 https://reestr.digital.gov.ru/
7 https://gossopka.ru/how/
8 Постановление Правительства РФ № 1478 от 22.08.2022.
9 Постановление Правительства РФ № 1272 от 15.07.2022.
Нет комментариев
Комментариев: