Как составить должностную инструкцию для заместителя главного врача по строительству

04.07.2024
16:34
«В штатном расписании медорганизации предусмотрена должность заместителя главного врача по строительству и обеспечению жизнедеятельности. На данный момент существует потребность в создании должностной инструкции. На основании каких нормативных правовых актов ее следует составить? Чем регламентированы требования к квалификации и трудовые обязанности заместителя главного врача по строительству и обеспечению жизнедеятельности?»
Фото: 123rf.com

Отвечает эксперт службы правового консалтинга «Гарант» Елена Воронова:

— На законодательном уровне не установлено каких-либо квалификационных требований к должности «заместитель главного врача по строительству и обеспечению жизнедеятельности», а также не определены должностные обязанности по этой должности. Работодатель вправе самостоятельно установить их. 

Обоснование вывода

Как следует из ч.1 ст.15, ч.2 ст.57 Трудового кодекса РФ, наименование должности определяется штатным расписанием — локальным нормативным актом, утверждаемым работодателем (ст.8 ТК РФ, письмо Роструда № ПГ/13229-6-1 от 21.01.2014), а содержание трудовой функции, то есть круг трудовых обязанностей работника, составляющих работу по этой должности, — соглашением сторон трудового договора.

При разработке конкретного перечня должностных (трудовых) обязанностей за основу, как правило, берутся квалификационные характеристики, содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей (ЕКС), Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС), а также положения профессиональных стандартов.

Работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно принимает кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) (п.10 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 17.03.2004) и не ограничен в праве определять необходимость наличия в штатном расписании тех или иных должностей. Организации и учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании, также самостоятельно устанавливают структуру и штаты без учета соотношений численности работников различных категорий (п.2 Указа Президента РФ № 211 от 15.11.1991).

Государственные и муниципальные учреждения обязаны определять наименования должностей и профессий своих работников и квалификационные требования к ним строго по справочникам и профессиональным стандартам не всегда, а в тех же случаях (указанных в ч.2 ст.57 ТК РФ), что и все остальные работодатели.

В тех случаях, когда требования к квалификации работника законом не установлены, работодатель вправе определять их самостоятельно (см., например, определение Самарского областного суда № 33-12150 от 21.11.2011, определение Новгородского областного суда № 33-1315/2013 от 07.08.2013, определение Верховного суда Республики Карелия № 33-2652/2012 от 04.09.2012).

Как разъясняют специалисты Роструда, принятие решения о необходимости выполнения в организации той или иной трудовой функции, распределение трудовых обязанностей относится к исключительной компетенции работодателя. Законодательство не требует, чтобы должностные обязанности сотрудника были сформулированы в строгом соответствии с квалификационным справочником или профессиональным стандартом, если с выполнением трудовых обязанностей по должности не связано установление ограничений, предоставление компенсаций и льгот. При этом закон не содержит запрета на указание в должностной инструкции перечня трудовых обязанностей, которые свойственны разным видам должностей, профессий, специальностей.

Квалификационные справочники не содержат должности «заместитель главного врача по строительству и обеспечению жизнедеятельности», а равно «заместитель руководителя (директора) по строительству и обеспечению жизнедеятельности». Не утвержден и профессиональный стандарт для этой должности. Каких-либо нормативных правовых актов, которыми были бы установлены квалификационные требования к должности «заместитель главного врача по строительству и обеспечению жизнедеятельности» и определены должностные обязанности по этой должности, в доступных источниках обнаружить не удалось.

В отсутствие таких нормативных правовых актов работодатель вправе самостоятельно установить требования к квалификации и должностные обязанности по этой должности, воспользовавшись справочниками или профессиональными стандартами, устанавливающими квалификационные требования и должностные обязанности по схожим должностям. Наиболее подходящими документами в приведенной ситуации, на наш взгляд, могут быть:

  • приказ Министерства труда и социальной защиты № 49н от 02.02.2018 «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист административно-хозяйственной деятельности»;
  • Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, 4-е издание, дополненное, утвержденный постановлением Минтруда № 37 от 21.08.1998;
  • приказ Министерства труда и социальной защиты № 537н от 31.07.2019 «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по эксплуатации гражданских зданий».
Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.