Кто должен отвечать в медорганизации за обращение с отходами

22.10.2024
09:18
«В медицинской организации нет врача-эпидемиолога и врача-инфекциониста. Обязанности по сбору и хранению медицинских отходов классов А—Г возложены на завхоза. Правомерно ли это? Что для этого нужно: обучение, инструктаж, аттестация рабочего места по приему отходов?»
Фото: 123rf.com

Отвечает эксперт службы правового консалтинга «Гарант» Максим Кудряшов:

— Обязанности по сбору и хранению медотходов классов А—Г могут быть возложены на завхоза. Он назначается приказом руководителя ответственным специалистом и проходит обязательное обучение в специализированном центре по обращению с отходами и предварительный инструктаж по безопасному обращению с медицинскими отходами.

Обоснование позиции

В соответствии со ст.49 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Требования по обращению с медотходами установлены разделом Х СанПиН 2.1.3684-21.

Из пп.164, 165 и 168 СанПиН 2.1.3684-21 следует, что в медорганизации должна быть утверждена схема обращения с медицинскими отходами, разработанная в соответствии с требованиями санитарных правил, в которой определены ответственные работники и процедура. По этой схеме следует выполнять сбор, хранение, перемещение отходов на территории организации, обеззараживание (обезвреживание) и вывоз. В ней также прописывается организация гигиенического обучения работников, осуществляющих работы с медотходами. К таким работам не допускается привлекать не прошедших предварительный инструктаж по безопасному обращению с медотходами.

СанПиН 2.1.3684-21 не регламентирует, работник в какой должности должен быть назначен специалистом, ответственным по обращению с отходами. Работодатель должен сам назначить такого ответственного.

В ряде разъяснений органов, уполномоченных от имени учредителя устанавливать порядок обращения с опасными медицинскими отходами в подведомственных лечебно-профилактических учреждениях, указывается, что ответственность за сбор и хранение отходов в ЛПУ возлагается на заместителя руководителя по административно-хозяйственной части (АХЧ) (см. письмо Минздрава Республики Татарстан № 09-01/8760 от 12.10.2011 «О внедрении СанПиН по обращению с медицинскими отходами», приказ Минздрава Республики Крым № 1682 от 18.08.2017 «Об исполнении законодательства в области охраны окружающей среды в медицинских организациях…», приказ Минздрава Свердловской области и Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области № 771-п, № 01-01-01-01/389 от 13.08.2010).

Таким образом, полагаем, что обязанности по сбору и хранению медицинских отходов классов А—Г могут быть возложены на завхоза. Он назначается приказом руководителя ответственным специалистом и проходит обязательное обучение в специализированном центре по обращению с отходами и предварительный инструктаж.

Профессиональное обучение и ДПО таких лиц осуществляются в соответствии с законодательством об образовании (п.3 ст.15 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления»). Приказом Минприроды России № 755 от 15.10.2021 утверждена типовая дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации) в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I—IV классов опасности.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.