Лакированная подача или большие достижения: эксперты про отчет Минздрава–2023

Эксклюзив
23.04.2024
12:27
На прошлой неделе Минздрав на расширенной коллегии подвел итоги 2023 года в российском здравоохранении. «МВ» попросил экспертов, знакомых с отчетом, оценить, о чем говорят представленные ведомством данные, было ли что-то неожиданное и что в докладе не отражено.
Фото: t.me/minzdrav_ru

«Стратегии как таковой нет»

Экс-замминистра здравоохранения и социального развития, проректор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов рассказал «МВ», что вся структура доклада подстроена под логику выполнения спущенных Минздраву поручений. «Что касается освещения задач, которые стояли перед министерством в 2023 году, — это вполне добротный формальный документ. Но важно понимать, что тот, кто писал отчет, понимает, что он может быть использован в последующем контрольными органами для оценки эффективности работы ведомства»

«В этом смысле Минздрав отчитывается не перед людьми, получателями медуслуг, а перед надзорными органами и вышестоящим руководством».

Сафонов также отметил, что в докладе не обсуждался вопрос, связанный с реальной удовлетворенностью населением медпомощью и ее доступностью. «Большая глава посвящена проекту модернизации первичного звена. Рассказывается, какое количество учреждений построено и отремонтировано. Но есть вопрос: а где данные о доступности «первички», она увеличилась или сократилась? У нас в стране 26% населения проживает в сельской местности, есть территории, где транспортная доступность — это большая условность. Вот на этих территориях что происходит? Как укомплектованы ФАП, какое время доезда выездной бригады, каким оборудованием она укомплектована? Есть ли данные по времени ожидания в очереди на госпитализацию?»

Эксперт не увидел в докладе проблем и вызовов, которые стоят перед Минздравом в ближайшие годы. «Отчет отчетом, но некое провидение и прогнозы нужны. Надо понимать самим, с чем придется работать, нужно соотносить текущую деятельность с реализацией будущих вызовов. А стратегии как таковой нет», — пояснил Сафонов.

Кроме того, нет никакого глубокого анализа взаимосвязанных проблем. «В докладе есть данные про то, что 4% геронтологических коек в России не используются или используются по другому назначению (часть перепрофилировали под нужды СВО, писал «МВ»). Но если забрали такие койки, значит, в другом профиле проблема их нехватки, а почему она наблюдается? Про это ничего».

Директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович рассказала «МВ», что понять объективную ситуацию в российском здравоохранении по отчету невозможно. «В докладе россыпь показателей Минздрава без выстраивания общей картинки приоритетов с указанием драйверов и барьеров, влияющих на реализацию задуманных планов. Проблемы здоровья даны без сравнения с миром и оценки социально-экономического ущерба, который предстоит купировать предпринимаемыми активностями. О первоначальных планах и планах прежних программ я информации не увидела. Видимо, поэтому и нет анализа причин достижения/недостижения целей. Кроме того, нет общего видения развития отрасли в средне- и долгосрочной перспективе. Опять все размазано по подразделениям, программам и проектам. Но кто и как это все соберет в картинку нашей целевой задачи? Вспоминается лозунг из братьев Стругацких («Пикник на обочине»): «Всё, всем задаром и чтобы никто не ушел обиженным».

По словам Попович, реальность в российском здравоохранении иная, однако негативные вещи в доклад не были включены.

«Критика не приветствуется? Но без глубокого и всестороннего анализа того, что не получилось, очередные планы и программы опять будут начинаться с нуля и опять будут формироваться отчеты без связи с планами. И так каждый отчет Минздрава в каждую каденцию».

По ее словам, это не значит, что Минздрав не работает. Но проблема в том, что «помимо рапорта об успехах нужно понимать, что и почему задумывалось, что не удалось и как все это ложится в общую картинку, которую Минздрав предлагает обществу». «Все же общественное здравоохранение — есть продукт общественного блага, и население должно понимать, на что оно может рассчитывать и в каком порядке это благо получать, а в каком случае получение невозможно и почему. Не нужно так много рассказывать о том, что сделано, лучше рассказать о том, как населению все сделанное получить», — считает Попович.

Она отметила, что в докладе, например, был показан рост удовлетворенности населения медуслугами, но не было сказано ни слова про причины недовольства у другой части населения. Кроме того, не прозвучала проблема отсутствия кадров или недоступности лекарств «Где это все? Впечатление неполноты и селективности отчета с фокусом на достижения. Это не объективный отчет, а лакированная подача».

По словам вице-президента Всероссийского союза страховщиков Дмитрия Кузнецова, странно, что в отчете ведомства в этом году почти не упоминались страховые медицинские организации (СМО) как полноправные участники системы ОМС.

«Понятно, что Минздравом предпринимается большое количество действий, чтобы система медицинской помощи улучшалась. Насколько они эффективны или неэффективны, это, наверное, оценивать должны регионы. Но система ОМС — это ведь не только финансирование, а еще и экспертная деятельность, борьба за права пациента. Куда движется эта работа, как она планируется, я этого не услышал», — подчеркнул Кузнецов.

«Проделана серьезная работа»

По-другому считает сопредседатель Всероссийского союза пациентов (ВСП) Юрий Жулёв. По его словам, «в докладе нашла отражение серьезная работа, которая была проделана как на региональном, так и на федеральном уровне». «Реализация проектов по сердечно-сосудистым заболеваниям, онкологии, развитие диспансерного наблюдения и первичного звена — все это очень важные вопросы, решение которых позволяет сохранить сотни тысяч жизней граждан. Позитивный шаг — это начало массовой терапии пациентов с гепатитом С, которая должна привести к значительному сокращению больных в нашей стране».

Жулёв добавил, что ВСП надеется на более высокие темпы цифровизации, потому что это облегчает жизнь пациентам и врачам в федеральных центрах, где внедрение идет семимильными шагами, «и правильно, чтобы эти возможности были доступны и в регионах».

Судя по выступлениям представителей Минздрава и Росздравнадзора, текущий год будет очень напряженным, так как должны быть подведены итоги федеральных проектов и проработаны в деталях и в финансовом отношении несколько новых, заявил «МВ» член Комитета Госдумы по охране здоровья акад. РАН Александр Румянцев. «Это уже третий отчет министра с его коллективом, который я слушал в этом году. Поэтому для меня ничего неожиданного на коллегии не было. Уже известно, что многие значимые проекты, включая программы в области сердечно-сосудистых заболеваний и онкологии, организации первичной медико-санитарной помощи, «Санитарный щит России», будут продлены. Плюс к ним добавится несколько новых, так называемые национальные приоритеты, часть которых будет касаться развития технологий в области здравоохранения, таких как разработка собственного медицинского оборудования, лекарств и расходных материалов. То есть планы очень напряженные», — пояснил он.

Особо в докладе была выделена тема внедрения цифровизации в здравоохранении, полный переход к которой потребует дополнительной подготовки.

«Мы сейчас работаем как с электронными носителями, так и с бумажными отчетными документами. Но, как сказал министр, есть плановые показатели, очень жесткие, в рамках которых следующая пятилетка пройдет под эгидой отсутствия бумажных носителей».

По словам главы Комитета по охране здоровья Бадмы Башанкаева, в отчете прозвучало, что в 2023 году Госдума приняла более 30 федеральных законов, которые направлены на развитие здравоохранения. «Это важно. Но не менее важно и то, как они будут исполняться. Здесь огромную роль играет продуктивное сотрудничество парламента и правительства». «Сегодня одна из главнейших национальных задач, поставленных президентом, — увеличение средней продолжительности жизни. По итогам 2023 года этот показатель — почти 73,5 года. Цель к 2030 году — не менее 78 лет, а далее — 80+. Все законы, которые были приняты, так или иначе помогают эту задачу решать. Один из примеров: в осеннюю сессию 2023 года мы настояли на увеличении финансирования приоритетных направлений. В их числе — лекарственное обеспечение, профилактика сердечно-сосудистых и онкозаболеваний, борьба с сахарным диабетом. В федеральном бюджете предусмотрено на лечение пациентов с высоким риском развития инфаркта и инсульта дополнительно 6 млрд руб. на ближайшие три года», — рассказал Башанкаев.

Еще один результат — дети с сахарным диабетом теперь обеспечены системами непрерывного мониторинга глюкозы. На парламентском контроле — вопросы лекарственного обеспечения пациентов с орфанными заболеваниями и гепатитом С, отметил парламентарий.
Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.