Минздрав определился с размерами штрафов за некачественную медпомощь
Минздрав представил на общественное обсуждение проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в котором прописана ответственность должностных лиц медорганизаций за несоответствие оказываемой медицинской помощи критериям оценки качества, а региональных чиновников – за отсутствие условий для обеспечения ее качества и доступности. По мнению ведомства, это позволит обеспечить оказание медицинскими работниками качественной медицинской помощи на основе клинических рекомендаций.
В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что он подготовлен в соответствии с поручениями вице-премьера Татьяны Голиковой от 29.12.2018 г. в целях реализации положений Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с учетом применения клинических рекомендаций. Отмечается, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья относится создание условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности, а медицинская организация обязана создавать условия, обеспечивающие соответствие оказываемой медицинской помощи критериям оценки ее качества.
«Исключительную значимость создания условий для оказания качественной медицинской помощи подчеркивает то, что ежегодно 60% обращений граждан в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения связаны с вопросами доступности и качества медицинской помощи. В частности, в 2017 г. по вопросу качества и безопасности медицинской деятельности поступило 47 021 обращение», – говорится в документе.
В этой связи законопроект предусматривает внесение в Кодекс об административных правонарушениях изменений, устанавливающих административную ответственность за невыполнение медицинской организацией обязанности создавать условия, обеспечивающие соответствие оказываемой медицинской помощи критериям оценки ее качества, а также за неисполнение полномочий органов государственной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья условий для обеспечения качества и доступности медицинской помощи. Исчерпывающий перечень условий, которыми обеспечивается доступность и качество медпомощи, установлен в ст.10 Федерального закона № 323-ФЗ, а исчерпывающий перечень критериев качества – приказом Минздрава от 10 мая 2017 г. № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», уточняют авторы законопроекта.
В частности, невыполнение медорганизацией обязанности создавать условия, обеспечивающие соответствие оказываемой медицинской помощи критериям оценки качества, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от 10 до 20 тыс. руб., на юридических лиц – от 50 до 70 тыс. руб. Должностные лица региональных минздравов, не создавшие своими действиями (бездействием) условий для обеспечения качества и доступности медицинской помощи, могу быть оштрафованы на 10–20 тыс. руб.
Документ может вступить в силу в январе 2022 г., тогда же планируется завершить работу над новыми клиническими рекомендациями.
Нет комментариев
Комментариев: 9
клинических рекомендаций, как инструментов скачкообразного повышения качества медицинской помощи - одномоментно на всей многообразной территории страны вся помощь должна перейти на адекватный уровень качества, не средний или никакой, а на адекватный. Адекватность медпомощи и определяется клинрекомендациями.
Полагаю. что устанавливаемые штрафы за невыполнение требований клинрекомендаций - дисциплинирующая мера, способствующая прекращению профанационныйх демагогических дискуссий об индивидуальности больных и их лечения: клинрек, с одной стороны, должны предусмотреть возможную индивидуальность течения болезни паицента, с другой стороны, любая индивидуальность течения болезни выявляется исключительно предъявлением стандартного стимула, в ответ на который выявляется нестандартная индивидуальная реакция, поэтому ключ к выявлению любой индивидуальности - это исполнение клинрек. Сегодня за жупелом индивидуальности скрывается просто нечего неделанье. Важнейшая роль этих штрафов - понудить руководство медорганизаций исполнять клинреки, а, значит, закупать лекарства для схем лечения в них поименованных, заключать договоры с консультантами, которые необходимы для дифференциальной диагностики заболеваний, приобретать медоборудование для инструментальной и лабораторной диагностики -, т.е. ОБЕСПЕЧИТЬ ЛЕЧАЩЕГО ВРАЧА РЕСУРСАМИ для исполнения клинрек.. Не выполняешь эти требования клинрек, - штраф!
Данный проект НПА демонстрирует серьезную зрелость Минздрава России, с одной стороны, в достижении конституционного равноправия на равную адекватную медпомощь для любого пациента в любом субъекте РФ, с другой, наконец-то, установление ответственности органов исполнительной власти субъектов РФ за неисполнение многочисленных статей Закона РФ № 323-ФЗ о передаче им полномочий с уровня федерации на уровень субъекта РФ. Это и есть зрелая попытка Минздрава Росссии осуществить переход от ручного управления сферой здравоохранения к системному управлению невзирая на чины и лица - все равны перед законом в реализации конституционной обязанности государства на уровне Федерации и ее субъектов - организовывать и оказывать адекватную помощь пациентам-налогоплательщикам-гражданам.
Полагаю, что штрафы эту будут носить демонстрационную функцию - политическую волю здравоохранной власти, т.к. в системе ОМС уже сегодня за невыполнение очевидных однозначных требований клинрек применяются финансовые санкции со стороны экспертов качества - страховых предсатвителей 3 уровня страховых медицинских организаций, доходящие до 40% стоимости оказанной медпомощи, за невыполнение, несвоевременное или ненадлежащее выполнение необходимых пациенту диагностических и (или) лечебных мероприятий, оперативных вмешательств в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, стандартами медицинской помощи и (или) клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, приведших к ухудшению состояния здоровья застрахованного лица, либо создавшее риск прогрессирования имеющегося заболевания, либо создавшее риск возникновения нового заболевания.
Сегодня только такой подход формирования личной ответственности руководителей медорагнизаций и органов исполнительной власти субъектов позволит нам решить задачи , поставленные нацпроектом по борьбе с онкологическими заболеваниями.Без этих усилий Минздрава Россси по созданию материальных стимулов исполнения клинрек по онкологии наши онкопациенты не дождутся таргетной терапии, на которые государство уже выделило огромные средства, но они не появляются в листах назначений историй болезни. Эти же меры ответственности понудят исполнительную власть субъектов вернуться к полноценной закупке амбулаторных бесплатаных таблетированных химиопрепаратов.
В целом, я вижу в этом документе серьезный мировоззренческий прогресс Минздрава России : наконец-то, меры ответственности переносятся со стрелочника - рядового лечащего врача на руководителей здравоохранения.
Этим восстанавливается адекватный баланс интересов лечащего врача и пациента, это, значит, что врачей меньше будет подвергаться уголовному преследованию ввиду недостатка у него ресурсов.
Это значит, что Минздрав России подчеркивает высокий интеллектуальный статус рядового лечащего врача, требуя от руководителей здравоохранения обеспечить изголодавшегося врача самыми современными технологиями.