Минздрав указал медучреждениям на основные ошибки при учете интеллектуальной собственности
Департамент науки и инновационного развития здравоохранения Минздрава России выявил типичные ошибки, которые подведомственные учреждения допускают при ведении бухгалтерского учета нематериальных активов (НМА). В письме, опубликованном в системе «Гарант», даны рекомендации по их исправлению и минимизации рисков, связанных с постановкой объектов интеллектуальной собственности (ИС) на баланс.
Одной из типичных ошибок в ведомстве назвали несоответствие данных об объектах интеллектуальной собственности, отраженных в учете на счете 102 00 «Нематериальные активы», данным охранных документов. Например, на балансе учтены объекты НМА, по которым статус охранных документов принял значение «не действует», соответственно, такие объекты должны быть своевременно списаны с учета.
На необходимость выверки показателей учета с данными государственных реестров и/или информационных систем в рамках проведения годовой инвентаризации на протяжении нескольких лет указывает и Минфин. В частности, перечень зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих учреждению, можно найти в базах данных/открытых реестрах Федерального института промышленной собственности.
Для устранения неточностей, связанных с постановкой объектов интеллектуальной собственности на баланс, Минздрав рекомендует:
- сверить все действующие охранные документы учреждения с НМА, стоящими на балансе;
- предусмотреть обязательный учет на балансе объектов интеллектуальной собственности, полученных за бюджетные средства, в частности по контрактам, госзаданию, грантам, научным программам, где предусмотрено получение результатов интеллектуальной деятельности (РИД) со сроком полезного использования больше 12 месяцев;
- прекратить уплачивать пошлины за поддержание исключительных прав и списать с баланса нематериальные активы, по которым нет коммерциализации и отсутствует ее перспектива, либо нет необходимости для внутреннего использования, либо принято комиссионное решение о нецелесообразности поддержания в силе исключительных прав на объекты (кроме объектов ИС, полученных за бюджетные средства);
- списать с баланса объекты НМА, по которым исключительные права перешли в общественное достояние ввиду статуса «не действует»;
- провести переоценку, корректировку стоимости НМА согласно полученным расчетам по затратному подходу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, стоящих на балансе учреждений в связи с неверно указанной стоимостью НМА (балансовая стоимость ниже затрат, понесенных на создание объекта).
Перечисленные вопросы решаются комиссионно, например, входят в компетенцию комиссии по интеллектуальной собственности.
Для минимизации рисков следует четко придерживаться положений стандарта «Нематериальные активы», в частности касающихся критериев признания объектов и определения их первоначальной стоимости, а также проводить инвентаризацию объектов НМА не реже одного раза в год для выявления несоответствий при ведении бухгалтерского учета учреждением.
Также Минздрав рекомендует заблаговременно принимать комиссионное решение о целесообразности сохранения правовой охраны объекта ИС, так как внутренняя процедура оплаты пошлин может затягиваться, а патенты могут переходить в «пограничные» статусы, что понижает его коммерческую привлекательность; учитывать возможные льготы за первые периоды поддержания действия патента в силе при уплате пошлин; привязывать сроки поддержания патента в силе к жизненному циклу продукта, в котором воплощается патент, а не к льготным режимам поддержания его действия, обеспечивать преемственность технологических цепочек.
Нет комментариев
Комментариев: 0