Минздрав: законопроект о независимой медицинской экспертизе будет согласован к концу марта
«Мы разделяем взгляды НМП, что должна существовать возможность независимой оценки результатов лечения: установление связи состояния здоровья человека с проведенными ему медицинскими манипуляциями. Законопроект подготовлен. Совместно с экспертами НМП еще раз его проанализируем, доработаем и направим на согласование в федеральные органы исполнительной власти. Финальный срок сбора замечаний – 20 марта. Соответственно, неделя на доработку. И плюс еще несколько дней на то, чтобы подготовить финальную версию текста», – уточнил Олег Салагай.
Базовый отраслевой закон № 323-ФЗ с января 2015 г. гарантирует гражданам «право на проведение независимой медицинской экспертизы», но постановления Правительства РФ, которое четко определяет это понятие, порядок и процедуру ее проведения, нет. Этот вид экспертизы до сих пор не закреплен законом. Национальная медицинская палата инициировала пилотный проект по независимой медицинской экспертизе, использовав опыт Германии, где такой институт активно работает. Правда, в отличие от Германии в России врач не является субъектом права, поскольку не имеет лицензии – он наемный работник, и ответственность за него несет медицинское учреждение; деятельность врача не застрахована.
В пилотном проекте участвуют 23 субъекта Федерации. Экспертизу проводят врачи, которые на основании документов устанавливают – есть ли связь между способами лечения пациента и наступившими для его здоровья последствиями. Сам институт экспертизы реализуется на основе трех принципов: обезличенно, экстерриториально (не в том субъекте, в котором произошел инцидент) и во главе с юристом, а не с врачом.
Как уточнила председатель Общественного совета при Минздраве России, вице-президент Национальной медицинской палаты Наталья Аксенова, к настоящему времени эксперты НМП дали более 120 заключений – ни одно из них не было отвергнуто судом. По оценкам присутствовавших на «круглом столе» врачей, запрос на институт независимой экспертизы в сообществе существует – и как на альтернативу заключению судмедэкспертизы (на нее сейчас опирается суд), и во избежание обвинений в ангажированности экспертов со стороны заинтересованных сторон. Речь идет и о гражданских, и об уголовных процессах.
«Нам непонятно, почему уже действующая сегодня система независимой медицинской экспертизы, которую положительно оценивают не только медицинские работники, пациенты, но и следственные органы, суды и юристы, так медленно оформляется в виде закона. Система работает. К ней обращаются судебные органы. Что еще нужно Минздраву? Мы оставляем за собой право реагировать довольно резко, если получим опять довольно туманные, заумные выражения: будем считать, что нам просто вставляют палки в колеса. Так работать нельзя», – заявил на заседании глава НМП Леонид Рошаль. Он попросил ОНФ взять этот вопрос под контроль.
В ходе дискуссии обсуждался вопрос расширения доступа к врачебной тайне. Эксперты НМП предлагали поправку в ст.13 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которая предусматривала бы выдачу медицинской информации родственникам умершего пациента. По мнению юристов НМП, без этого законопроект получится «мертвым». Однако по этому пункту с Минздравом договориться не удалось: замминистра здравоохранения РФ Олег Салагай отказался поддержать данное предложение.
Сейчас контроль качества медицинской помощи разделен на два вектора: в системе ОМС и в рамках госконтроля, который проводит Росздравнадзор. В каждом случае работают разные аккредитованные специалисты. Законопроект о независимой экспертизе предполагает, что от двух подходов государство отойдет и создаст единую экспертизу качества медицинской помощи с созданием единого реестра экспертов качества медицинской помощи.
Нет комментариев
Комментариев: 0