Модификации рисков может стать частью терапевтического плана ведения курящих пациентов с СД

Как сообщил эксперт, разрушительное воздействие на организм человека оказывает курение — как в системном, так и в локальном масштабе. «Курильщики с диабетом первого и второго типа подвергаются более высокому риску из-за прямого повреждающего воздействия никотина и токсических веществ табачного дыма на сосуды, а также косвенного неблагоприятного воздействия курения на гликемический контроль и уровни липидов, — отметил проф. Галстян. — Нервная система человека уязвима к окислительному стрессу, вызываемому курением, что может привести к диабетической нейропатии. Именно поэтому у курящих пациентов риск ампутации стопы возрастает на 65%, а наличие отягощения в виде ишемической болезни дополнительно повышает этот риск».
По данным ВЦИОМ, в среднем в России курит каждый третий взрослый. «Многие пациенты занижают число выкуриваемых сигарет или скрывают факт курения вовсе, — объяснил проф. Галстян. — И только 38% курильщиков с диабетом реально отказываются от привычки после постановки диагноза. Парадоксально, но даже после операции по частичному или полному удалению стопы, зная о вреде курения и о возможных осложнениях, некоторые пациенты при первой возможности садятся на кресло-каталку и выезжают за территорию госпиталя, чтобы покурить».
Вред табакокурения переоценить невозможно, подчеркнул профессор. «Оно в разы усугубляет метаболические нарушения при диабете, стимулирует воспалительные процессы и развитие фиброза поджелудочной железы, — объяснил он. — Клетки, продуцирующие инсулин, повреждаются, ухудшается секреция гормона, развивается инсулинорезистентность и дисгликемия. Длительное курение замедляет регенерацию тканей и затрудняет заживление ран и швов, увеличивая вероятность распространения инфекции и последующего некроза. В сочетании с нейропатией это представляет колоссальную опасность при синдроме диабетической стопы — особенно в послеоперационный период».
Курение провоцирует развитие и ангиопатических поражений кровеносных сосудов, вызывая их спазм, повышая вязкость крови и ухудшая кровоснабжение нижних конечностей у пациентов с диабетом. «Этот процесс усугубляет и наличие метаболического синдрома (МС), которым страдают от 20 до 35% россиян, — подчеркнул Гагик Галстян. — Табакокурение значительно увеличивает риск развития всех компонентов МС. Основная причина — продукты горения табака, которые нарушают углеводный и липидный обмен, способствуют хроническому воспалению, повышению уровня сахара в крови и артериального давления».
Другим заболеванием, отягощающим течение диабета, эксперт назвал кардиоренальный метаболический (CaReMe) синдром3. «Он, в свою очередь, может привести к полиорганной дисфункции — тяжелому состоянию, при котором происходит нарушение функций нескольких жизненно важных органов или систем всего организма», — констатировал Гагик Галстян.
Ключом к снижению негативного влияния CaReMe- и метаболического синдромов у пациентов с диабетом может стать их раннее выявление и профилактика. «Полный отказ от вредных привычек — важное условие для улучшения состояния пациента до и после операции и на всех этапах лечения диабета, — подчеркнул доктор Галстян. — Даже на поздних стадиях заболевания отказ от курения уменьшает воспаление тканей, улучшает циркуляцию, снижая риски осложнений, в том числе тромбозов, и повышая шансы на заживление ран. А прекращение курения за три недели до операции снижает послеоперационную заболеваемость с 52 до 18%, вне зависимости от стадии курения».
Тем не менее, даже бросив курить, люди часто вновь возвращаются к привычке из-за тяжелой формы зависимости. «Курение состоит из двух составляющих: физической (воздействие никотина на рецепторы головного мозга) и психологической (устойчивые ритуалы курения), — объяснил проф. Галстян. — Воздействуя на центральную нервную систему через дофаминовый путь, который отвечает за формирование эмоций, мотивации, удовольствия, курение приводит к поведенческим нарушениям, затрудняющим самостоятельный отказ от вредной привычки».
Это подтверждают и данные ВОЗ: только 4% курильщиков способны бросить курить самостоятельно без поддержки извне. «Резкий отказ у пациентов с диабетом в ближайшие 1,5 года может спровоцировать значительное ухудшение течения заболевания, — отметил специалист. — В этой связи для пациентов с тяжелой зависимостью не рекомендуется мгновенное прекращение поступления никотина, так как это может спровоцировать сосудистый криз и отказ систем организма. Однако оставляя дозированное поступление никотина, но без токсичных веществ табачного дыма, например, с помощью электронных систем нагревания табака, происходит постепенное снижение нагрузки на организм в сравнении с продолжением курения традиционных сигарет».
Такой риск-ориентированный подход в здравоохранении, основанный на концепции модификации рисков, позволяет улучшить прогноз и качество жизни людей с сахарным диабетом и тяжелой табачной зависимостью, резюмировал Гагик Галстян. Управление вредными привычками улучшает показатели артериального давления, частоты сердечных сокращений, гликемии, снижает риск прогрессирования хронических осложнений, в том числе послеоперационных. «Это значительно сокращает время пребывания пациента в стационаре и экономит бюджетные средства на его лечение, — сообщил он. — Однако при реализации подхода важно помнить: необходимо проявлять нулевую толерантность к потреблению любой табачной продукции несовершеннолетними».















