Новосибирские кардиохирурги провели первую в мировой практике трехкомпонентную операцию
Пациент 48 лет попал в кардиохирургическое отделение приобретенных пороков сердца ННИИПК в жизнеугрожающем состоянии: у него наблюдалась хроническая форма расслоения аорты (последствие острого расслоения аорты), помимо этого пациент страдал аортальным пороком (деструкция створок клапана) и ишемической болезнью сердца (окклюзия правой коронарной артерии). По оценке специалистов, только 5-10% пациентов, перенесших острое расслоение аорты, попадают к кардиохирургам, поскольку без операции 50% пациентов, страдающих острой формой заболевания, умирают в первые двое суток.
У пациента было расслоение восходящего отдела аорты и ее дуги с переходом на сосуды, питающие головной мозг: сонную артерию, подключичную артерию и брахиоцефальный ствол. Исходя из этого хирургами было проведено протезирование дуги аорты с прилегающими сосудами с применением многобраншевого протеза. Помимо этого пациент нуждался в хирургическом лечении аортального порока сердца и ишемической болезни сердца.
«Мы понимали, что сохранить пациенту собственный аортальный клапан, проведя клапоносохраняющую операцию Дэвида, невозможно, он был изношен. В стандартной ситуации пациенту должно было быть выполнено протезирование дуги аорты и прилегающих к ней сосудов, операция Бенталла-Де Боно, которая влечет за собой замену корня аорты, восходящей аорты и аортального клапана с помощью механического протеза, и аортокоронарное шунтирование. Но пациент хотел в дальнейшем вести активный образ жизни, не принимая антикоагулянты, которые необходимы при установке механических протезов», – говорит руководитель центра новых хирургических технологий ННИИПК Александр Богачев-Прокофьев.
В результате пациенту было выполнено протезирование дуги аорты многобраншевым протезом, аортокоронарное шунтирование правой коронарной артерии венозным графтом, а вместо операции Бенталла-Де Боно, требующей установки механического протеза аортального клапана, как делают хирурги в других клиниках России и мира, была выполнена операция Росса, которая предполагает замену поврежденного аортального клапана больного его собственным легочным клапаном. Основной этап сложной реконструктивной операции был выполнен за три с половиной часа, а общее время вмешательства составило шесть часов и завершилось успехом. Пациент в короткий срок пошел на поправку и уже через 12 дней смог отправиться домой.
«Проведение подобного сочетания вмешательств стало возможным исходя из большого опыта института в выполнении процедуры Росса – более тысячи операций. Также в ННИИПК накоплен опыт хирургии аневризм восходящего отдела аорты в сочетании с процедурой Росса – оригинальная разработка коллектива института (более 200 операций). Сама по себе операция Росса является сложной процедурой, требующей большого количества времени и усилий. В среднем время пережатия аорты, что является основным риском при проведении процедуры Росса, составляет порядка двух с половиной часов, нашими хирургами этот этап выполняется за полтора часа, что связано с накопленным опытом», – отмечает Александр Богачев-Прокофьев.
Нет комментариев
Комментариев: 0