Врачи из детской больницы Монреаля описали два случая мультисистемного воспалительного синдрома у детей, который развился после вакцинации от COVID-19. Cимптомы появились в течение шести недель после введения первой и единственной дозы вакцины Pfizer-BioNTech.
Мальчик, 12 лет, обратился в детский госпиталь Монреаля с жалобами на субфебрильную лихорадку в течение трех дней, лимфаденопатию и зудящую эритему левой подмышечной области. Известно, что пять недель назад ребенок получил первую дозу вакцины Pfizer-BioNTech против коронавирусной инфекции. Ранее перенесенную коронавирусную инфекцию или контакты с больными COVID-19, вирусные инфекции в течение последних недель и травмы кожи отрицает. Из страны не выезжал. Хронических заболеваний не выявлено.
УЗИ показало наличие острого негнойного лимфаденита с увеличением лимфоузлов до 2 см в диаметре и воспалительными изменениями окружающих тканей. После назначения цефалексина отпущен домой.
Через два дня пациент вновь обратился в клинику с жалобами на лихорадку до 39,4° С, распространение эритематозной сыпи на левую переднебоковую поверхность грудной клетки, появление зудящей макулезной сыпи в подколенной области и на задней поверхности бедер, двусторонний конъюнктивит, сухой кашель, рвоту без боли в животе.
После осмотра ребенка госпитализировали и назначили ванкомицин и цефазолин внутривенно. Вскоре у пациента развилась гипотензия (систолическое давление 70 мм рт.ст.), которую не удалось купировать внутривенным введением жидкости, в связи с чем его перевели в отделение интенсивной терапии. Два исследования на COVID-19 с помощью ПЦР показали отрицательный результат.
Через 24 часа у мальчика появилась генерализованная сыпь, потрескавшиеся губы, малиновый язык. Анализы показали лимфоцитопению, повышение С-реактивного белка и высокий уровень тропонинов. Терапию цефазолином отменили и назначили цефтриаксон. ЭКГ показало изменения, характерные для перикардита (генерализованные изменения зубца Т), ЭХО-КГ без патологии.
При рентгенографии органов грудной клетки выявлено небольшое количество выпота в плевральной полости. Серологическое исследование выявило наличие антител к S-белку коронавируса (IgG S1 и S2) и отсутствие антител к нуклеокапсиду.
В связи с подозрением на мультисистемный воспалительный синдром после вакцинации назначен внутривенный иммуноглобулин, метилпреднизолон и аспирин. После исключения других диагнозов терапия антибиотиками прекращена.
В течение 24 часов состояние ребенка существенно улучшилось, уровень тропонинов снизился, ЭКГ, ЭХО-КГ и рентгенография не выявили изменений. Мальчик выписан из стационара через две недели после поступления. Уровень тропонинов нормализовался через шесть недель после выписки.
Мальчик, 14 лет, обратился в клинику с жалобами на боли в животе и рвоту, лихорадку в течение суток, сыпь на туловище и боль в горле. Известно, что четыре недели назад ребенок получил первую (и единственную) дозу вакцины Pfizer-BioNTech от коронавирусной инфекции, а 12 дней назад появилась заложенность носа. Исследования на коронавирусную инфекцию отрицательные. Ранее перенесенное заболевание и контакты с больными COVID-19 отрицает. Пациент отпущен домой с диагнозом скарлатина, назначен амоксициллин.
На следующий день ребенок повторно обратился в клинику с жалобами на генеральзованную сыпь, отеки конечностей, ухудшение абдоминальных симптомов. При обследовании выявлена лимфопения, повышение С-реактивного белка, трансаминаз, прямого билирубина. Поставлен диагноз вирусная инфекция, амоксициллин отменен.
Спустя три дня пациент вновь обратился в клинику с жалобами на негнойный конъюнктивит, кожный зуд, шелушение кожи. При обследовании выявлена выраженная лимфоцитопения, высокий уровень C-реактивного белка, СОЭ, ферритина, печеночные показатели несколько улучшились. Симптомы соответствовали пяти из шести диагностических критериев болезни Кавасаки.
Рентгенография легких, ЭКГ и ЭХО-КГ изменений не выявили. Исследования на коронавирусную инфекцию по-прежнему оставались отрицательными. Серологическое исследование выявило наличие антител к S-белку коронавируса при отсутствии антител к нуклеокапсиду.
На основании результатов исследований пациенту выставлен диагноз мультисистемный воспалительный синдром после вакцинации. Начата терапия внутривенным иммуноглобулином и аспирином. На фоне лечения состояние ребенка быстро улучшилось, через 3 дня его выписали из стационара. Через неделю после выписки выявлено небольшое расширение дистального сегмента правой коронарной артерии, которое нормализовалось спустя четыре недели.
Пациент спустя семь месяцев после выписки из стационара перенес COVID-19 в легкой форме.
Ученые подчеркивают, что коронавирусная инфекция ведет к формирования антител к спайк-белку и нуклеокапсиду, вакцинация не приводит к образованию антител к нуклеокапсиду. Определение антител позволяет дифференцировать причины появления мультисистемного воспалительного синдрома, отмечают исследователи.
Нет комментариев
Комментариев: 0