Период работы в частной клинике в стаж для досрочной пенсии придется включать через суд

26.12.2023
09:10
«С какого периода частные медорганизации стали относиться к учреждениям медицинской деятельности в целях исчисления трудового стажа медицинских работников для досрочного выхода на пенсию?»

Отвечает эксперт службы правового консалтинга «Гарант» Анжелика Дроздова:

Вопрос о включении периода работы в АО в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости гражданам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, скорее всего, придется решать в судебном порядке.

Обоснование вывода:

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставлено п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» гражданам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 утверждены списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В части, не урегулированной этими правилами, применяются правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение указанной пенсии, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002. Списки исчерпывающие и расширительному толкованию не подлежат.

Особенность назначения досрочной пенсии медработникам — соответствие наименований должностей и учреждений должностям и учреждениям, указанным в списке, или тождественность таким наименованиям. В рассматриваемой ситуации работа в должности медицинской сестры в санатории соответствует указанному требованию, при этом санатории должны иметь соответствующий профиль:

  • для лечения туберкулеза всех форм;
  • для больных с последствиями полиомиелита;
  • для гематологических больных;
  • для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • для больных ревматизмом;
  • психоневрологические.

Однако, по мнению специалистов Социального фонда России (СФР), организационно-правовая форма организации АО служит препятствием для зачета в специальный стаж указанного периода работы.

Действующее законодательство не предусматривает различий в пенсионном обеспечении лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья в государственных, муниципальных и иной формы собственности учреждениях, организациях. В законе № 400-ФЗ и списках не содержится указание на форму собственности учреждений (организаций), осуществляющих медицинскую деятельность. Более того, требование осуществления деятельности в государственных и муниципальных учреждениях было исключено из пенсионного законодательства еще Федеральным законом № 319-ФЗ от 30.12.2008.

Согласно п.11 ч.1 ст.2 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан», медицинская организация — юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ. Закон распространяется на иных юридических лиц, независимо от организационно-правовой формы осуществляющих наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяется к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях данного закона к медицинским организациям приравниваются и индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

В номенклатуре должностей медицинских и фармацевтических работников (приказ Минздрава № 205н от 2.05.2023) нет разделения на должности в государственных и муниципальных заведениях и на должности в учреждениях частной формы собственности.

Согласно правовой позиции Конституционного суда по смыслу Конституции РФ форма собственности не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество, не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий (п.3.3 постановления № 11-П от 03.06.2004).

Таким образом, понятием «учреждение здравоохранения» в законе № 323-ФЗ охватывается, в том числе, субъект частной системы здравоохранения, независимо от его организационно-правовой формы (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда № 04АП-2534/13 от 08.07.2013).

Помимо этого, в санатории (АО), как и в учреждении здравоохранения, работают медицинские работники, требования к образованию и квалификации которых, а также их ответственность аналогичны статусу медработников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. При оказании медицинских услуг они в равной степени подвержены неблагоприятному воздействию различных факторов, а также повышенным психофизическим нагрузкам, поскольку медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с едиными порядками и стандартами, обязательными для исполнения на территории России всеми медорганизациями (ст.37 закона № 323-ФЗ).

На этом основании полагаем, что периоды работы в медорганизациях, имеющих иную организационно-правовую форму, нежели учреждения (в том числе АО), включаются в специальный стаж для досрочного назначения пенсии медицинским работникам. В то же время территориальные органы СФР на практике по-своему трактуют законодательство и считают, что установлена единственная организационно-правовая форма организаций, работа в которых дает право на досрочную пенсию, — учреждение. Работа в организациях здравоохранения, имеющих иную организационно-правовую форму (например АО), в специальный стаж засчитана быть не может (см. разъяснение на сайте СФР: «Пенсия медикам выработавшим стаж в ООО, ОАО»). 

Поэтому вопрос о включении периода работы в АО в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, скорее всего, придется решать в судебном порядке.

Соответственно, наличие или отсутствие права на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья должно рассматриваться в каждом конкретном случае с установлением тождественности должностей, учреждений здравоохранения, характера выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на указанную пенсию (см. также определение Конституционного суда № 81-О от 04.03.2004).

С 1 января 2019 года в соответствии с Федеральным законом № 350-ФЗ от 03.10.2018 срок выхода на пенсию для медицинских работников изменился. Право на досрочную страховую пенсию по старости они будут приобретать не в год выработки необходимого специального стажа, а через пять лет после этого с учетом переходного периода.

 

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.