Родственники умерших пациентов смогут законно получать медицинскую документацию
До принятия соответствующих поправок медицинские организации обязаны исполнить требование супруга, близких родственников умершего пациента и лиц, указанных в его информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, предоставить им для ознакомления его медицинские документы. Отказ допускается только в том случае, если при жизни сам пациент выразил запрет на раскрытие сведений о себе, представляющих врачебную тайну.
В КС обратилась жительница Кирова Римма Свечникова, муж которой проходил лечение в Кировском НИИ гематологии и переливания крови ФМБА и параллельно выезжал в Израиль на консультации с врачами. Когда он умер, его родственники обвинили медицинский персонал НИИ в некачественном лечении. Они обратились к руководству лечебной организации за медицинскими документами Евгения Свечникова, однако им было отказано со ссылкой на врачебную тайну.
Прокуратура и суды подтвердили законность отказа. Более того, они решили, что, поскольку медицинская документация приобщена к материалам уголовного дела по факту причинения смерти пациенту, женщина может ознакомиться с нею в рамках дела, по которому проходит в качестве потерпевшей.
Проиграв дело в Верховном суде, Свечникова обратилась в КС, настаивая на том, что несколько статей ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» противоречат Конституции России.
Конституционный суд отметил, что информация об умершем человеке имеет для его родственников большое значение — она может потребоваться членам семьи не только для оценки правильности проведенной терапии, но и в случае диагностирования и лечения у них генетических, инфекционных и иных заболеваний. Отказ в предоставлении такой информации нарушает их права. Поэтому медицинские организации обязаны предоставлять документы о ходе лечения и причинах смерти пациента.
Родственники вправе делать копии медицинских документов или получать их цифровые версии. Отказать в предоставлении информации можно только в том случае, если пациент при жизни выразил такое пожелание.
«Федеральному законодателю надлежит — исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций КС РФ, выраженных в настоящем постановлении, — внести в действующее правовое регулирование изменения, которые позволят нормативно определить условия и порядок доступа к медицинской документации умершего пациента», — сказано в постановлении КС.
Нет комментариев
Комментариев: 0