Счетная палата РФ выявила избыточные расходы ФОМС из-за недостоверного учета застрахованных

17.10.2025
16:29
Счетная палата РФ нашла возможности для более эффективного расходования средств ОМС. Частично избыточные траты связаны с завышением числа застрахованных, в том числе из-за несвоевременного получения данных от военных комиссариатов.
Фото: 123rf.com

Счетная палата РФ провела проверку расходов на обеспечение деятельности Федерального фонда ОМС (ФОМС) и территориальных фондов (ТФОМС) Московской области и Краснодарского края. Проанализированы данные с начала 2023 до середины 2025 года. Рекомендовано провести до конца года внеплановую проверку достоверности сведений о застрахованных, предоставляемых терфондами, а также разработать единый подход к открытию филиалов ТФОМС. Некоторые из них Счетная палата РФ посчитала избыточными.

Число застрахованных

Аудиторы выяснили, что некоторые терфонды предоставляли недостоверные данные о численности застрахованных. В Московской области это привело к завышению субвенции бюджету ТФОМС региона на 2,1 млрд руб. Также выявлены признаки нецелевого использования 6,6 млн руб. на оказание помощи не застрахованным в ОМС гражданам.

Недостоверность в некоторых случаях связана с непредоставлением военными комиссариатами сведений о гражданах, призванных на военную службу. В результате продлевались их полисы ОМС, что приводило к необоснованному финансированию медорганизаций в регионах. Аудиторы рекомендовали оценить исполнение обязанностей военных комиссариатов Минобороны РФ, а ФОМС — провести внеплановую проверку численности застрахованных. В случае выявления нарушений нужно обеспечить перерасчет субвенции на 2025 год.

Медико-экономический контроль

Счетная палата РФ отметила формальный подход специалистов-экспертов страховых медицинских организаций (СМО) к проведению медико-экономической экспертизы. В частности, проверка выявила случаи проведения одним специалистом от 2 тыс. до 85 тыс. экспертиз в день, что ставит под сомнение обоснованность сформированных выводов.

«Относительно выявленных случаев формального подхода специалистов-экспертов страховых медицинских организаций к проведению экспертиз качества и объемов оказания медицинской помощи, считаем их возмутительными и недопустимыми и требующими соответствующего реагирования по итогам контрольных мероприятий Счетной палаты», — заявили «МВ» в пресс-службе Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Филиалы терфондов

По итогам 2024 года общие расходы на содержание филиалов и представительств ТФОМС составили 245 млн руб., без учета расходов на оплату труда. При этом количество филиалов в регионе не зависит от численности застрахованных или площади территории субъекта. Так, в Тверской области на одну штатную единицу ТФОМС приходится 11,7 тыс. застрахованных, а в Костромской области — 6,1 тыс.

Многие функции филиалов возможно осуществлять в рамках электронного документооборота, а также посредством информационных систем и ресурсов в системе ОМС. В случае оптимизации количества филиалов экономия средств ОМС может достигать до 25 млн руб. в год.

«Определение структуры, количества филиалов территориального фонда ОМС и другие подобные вопросы относятся к полномочиям субъекта Российской Федерации. Федеральный фонд полномочиями по утверждению структуры территориального фонда не наделен. В то же время при создании филиалов применяется комплексный подход, учитывается особенность каждого региона, включая его климатические, географические, демографические характеристики, необходимость производственного характера, а не в зависимости от площади территории региона, как у Счетной палаты, когда сравнивается Краснодарский край (с филиалами) и Республика Калмыкия (без филиалов) только по размеру примерно одинаковой территории», — объяснили в ФОМС.

Штатная численность

Общая штатная численность ТФОМС Московской области соответствует методическим указаниям. Но при этом превышены нормы по численности сотрудников, занимающихся контролем и ревизией, защитой информации, бухгалтерским учетом.

Штатная численность ТФОМС Краснодарского края превысила нормативную на 29 единиц. Соблюдение методических указаний позволило бы региону ежегодно экономить 42,2 млн руб. из средств ОМС.

В ТФОМС Московской обнаружено расходование 2 млн руб. на избыточный транспорт и оплату труда водителя. При этом нецелевого использования средств ОМС на закупки товаров (работ, услуг) не выявлено, но приобретенные товары используются не в полной мере.

Одновременно в нескольких ТФОМС наблюдается дефицит сотрудников, причем этот показатель растет. Укомплектованность терфондов Алтайского края, Оренбургской области, Кемеровской области и Республики Татарстан составляет около 50%, а Московского фонда — около 30%. Это может означать, что терфондам следует пересмотреть необходимую штатную численность для оптимизации расходов на оплату труда.

В ФОМС прокомментировали выводы Счетной палаты, напомнив, что на рассмотрении в Госдуме РФ находится законопроект, предусматривающий внесение изменений в закон «Об ОМС», которым устанавливаются полномочия фонда утверждать порядок согласования нормативов расходов на обеспечение выполнения ТФОМС их функций, а также порядок определения размера этих нормативов. В случае принятия этих поправок, с 1 января 2027 года будет обеспечен единый подход к формированию норматива, включая вопросы определения штатной численности территориальных фондов ОМС, необходимости создания филиалов, потребности в автотранспортных средствах и т.д. 

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев:

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь