Первая в России внутриутробная фетоскопическая пластика менингомиелоцеле дала отличный результат
Группа российских хирургов подвела итоги проведенной 18 февраля внутриутробной фетоскопической коррекции спинно-мозговой грыжи. У родившейся после нее девочки ножки двигаются, сфинктеры работают, гидроцефалии нет. О состоянии ребенка и о самой операции – первой в России – «МВ» рассказал руководитель Центра хирургии и реанимации новорожденных Ивано-Матренинской детской клинической больницы Иркутска, главный детский хирург Сибирского федерального округа Юрий Козлов.
Вмешательство прошло на сроке беременности 26 недель. Спина бифида (Spina bifida), или менингомиелоцеле, наиболее распространено среди врожденных дефектов нервной системы. Заболевание приводит к значительным пожизненным двигательным расстройствам и нарушениям развития нервной системы.
Международное клиническое исследование Management of Myelomeningocele Study (MOMS) показало, что пренатальное исправление дефекта имеет ряд преимуществ. К году жизни ребенка на треть снижается частота возникновения смещения заднего мозга, уменьшается потребность в установке вентрикулоперитонеальных шунтов для лечения сопутствующей гидроцефалии, в два раза повышаются шансы ребенка на передвижение без помощи ортопедов.
«Минимально инвазивная хирургия плода позволила избежать преждевременных родов и отслойки плаценты из-за минимальной травмы матки. Мы использовали оптические системы и инструменты диаметром 3 мм», – рассказал Козлов. Вместе с ним для проведения операции были приглашены детский хирург из Иркутска Андрей Распутин, нейрохирург из Кемерово Константин Ковальков, специалисты в области фетальной медицины из Екатеринбурга.
Вмешательство длилось почти пять часов. Юрий Козлов рассказал о технике его проведения: «Матка наполняется наполовину углекислым газом. Плод остается частично погруженным в околоплодные воды. В полость матки устанавливают микроинструменты и оптическую систему. После визуализации дефекта позвоночника производится освобождение спинного мозга от сращений с окружающими тканями, что в будущем предотвращает формирование водянки головного мозга и неврологические нарушения в нижних конечностях и тазовых органах. Дефект позвоночника укрывается синтетической заплатой (протезом), над которой производится восстановление кожи».
Девочка весом 2250 граммов появилась на свет в Челябинске на сроке беременности 35–36 недель с помощью кесарева сечения. «Спустя две недели мы увидели отличные функциональные результаты: ножки ребенка двигаются, сфинктеры прекрасно работают, гидроцефалии нет», – отметил Юрий Козлов. По его словам, всего несколько научных групп в мире могут успешно выполнять подобные операции. Их возглавляют Томас Коль из Университетской больницы Мангейма (Германия), Майкл Белфорт из Техасского детского госпиталя (США), Ева Миллер из Госпиталя Джона Гопкинса (США), Хосе Пейро из Детского госпиталя Цинциннати (США), Мануэль Лопес из Университетской больницы Валь д'Эброн (Испания) и Денис Педрейро из Госпиталя Сан Паулу (Бразилия).
В России такие операции пока делают только открытым доступом. Команда Юрия Козлова готова повторить и наращивать опыт проведения фетоскопической коррекции на базе уральского центра. «Эта операция будет актуальна для случаев, когда порок обнаружили поздно, и в ситуациях, когда пара при любых обстоятельствах намерена сохранить ребенка», – говорит он.
Нет комментариев
Комментариев: 0