С 1 августа в России вступает в силу новый экспериментальный правовой режим в сфере телемедицины. Врачи включенных в пилот 15 клиник смогут удаленно корректировать поставленный диагноз, назначать или изменять лечение, выписывать электронные рецепты на лекарства и оформлять информированное добровольное согласие пациента.
Согласно Федеральному закону № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» постановка диагноза и назначение лечения должны осуществляться на очном приеме, в рамках телемедицинских консультаций допустима лишь корректировка назначенной ранее терапии. Однако на участниках ЭПР «обкатают» смягчение этого требования и посмотрят, что будет, если пациентам не придется приходить в медицинскую организацию при повторном обращении.
Среди других «послаблений», предусмотренных ЭПР: если первичный очный прием проведен одним врачом, то для дальнейшего наблюдения и консультаций врача по этому заболеванию пациент сможет самостоятельно выбрать оказание услуги в другом подразделении этого же медучреждения любого города, региона России посредством телемедицинского приема. Кроме того, появится возможность корректировать лечение или назначать его в тех случаях, когда оно не было назначено на очном приеме, в том числе выписывать электронные рецепты на лекарственные препараты. Станет доступно подписание информированного добровольного согласия с помощью электронной подписи без необходимости очного присутствия.
Госдума на пленарном заседании 20 июля приняла сразу во втором и третьем чтениях законопроект, наделяющий Росздравнадзор полномочиями по контролю за внесением региональными минздравами информации о клиниках и врачах в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Поправки вносятся в закон «Об основах охраны здоровья».
После подписания документа президентом, Росздравнадзор сможет проверять полноту, достоверность и актуальность внесенных в ЕГИСЗ органами управления здравоохранением субъектов сведений о медорганизациях и специалистах, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности, а также сроки представления информации. За нарушение порядка и недостоверные данные будут предусмотрены штрафы.
Ранее Минздрав предложил дополнить ч.6 КоАП РФ новой ст.6.39, предусматривающей административную ответственность за непредоставление сведений в ЕГИСЗ, за недостоверность, неактуальность и нарушение порядка и сроков подачи такой информации. За указанные нарушения предусмотрен административный штраф в размере 10—20 тыс. руб., а в случае их повторов — 20—30 тыс. руб. или дисквалификацию сроком от 1 года до 2 лет. Под санкции документа подпадают чиновники органов государственной власти субъектов и медицинские организации, обеспечивающие предоставление информации в ЕГИСЗ.
В Университете Оберта-де-Каталония (Испания) разработали мобильное приложение, которое позволяет проводить самодиагностику глаукомы, диабетической ретинопатии и катаракты при помощи обычного селфи. Проект, получивший название BegIA, использует технологию искусственного интеллекта и ориентирован на пациентов, которые лишены быстрого доступа к медицинским специалистам.
Мобильное приложение BegIA будет полезно не только пациентам, но и врачам. Помимо ранней диагностики офтальмологических заболеваний, оно позволяет осуществлять дистанционный медицинский мониторинг. После того как врач поставит диагноз и назначит план лечения, он сможет отслеживать его эффективность при помощи фотоизображений. Пациенту для этого не придется никуда ехать.
Готовый продукт может появиться на рынке в течение двух лет.
В США в первой половине 2023 года стартапам в сфере цифрового здравоохранения удалось привлечь 6,1 млрд долл. за счет 244 сделок. При этом средний размер сделки составил почти 25 млн долл. Пока это худший результат с 2021 года, когда сектор переживал бум: американские стартапы привлекли 29,1 млрд долл. в результате 737 сделок, но если ситуация не исправится, может быть установлен новый антирекорд.
Сокращается не только объем финансирования, но и количество инвесторов, участвующих в раундах: до 555 инвесторов, присоединившихся в первые шесть месяцев 2023 года, по сравнению с 775 за тот же период прошлого года. Всего с начала года было заключено 12 мегасделок на сумму 100 млн долл. и более. Аналитики убеждены, что если финансирование во второй половине года сохранится на уровне первого полугодия, сектор может показать наихудший результат с точки зрения сбора средств, начиная с 2019 года.
Также авторы отчета предостерегают от риска «пузыря искусственного интеллекта», если поток финансирования компаний, занимающихся решениями на базе ИИ, станет слишком «перегретым». Во-первых, чрезмерные инвестиции в стартапы ИИ могут привести к избытку таких решений, не все из них могут быть жизнеспособными или полезными, без должного рассмотрения того, действительно ли технология применяется для улучшения результатов здравоохранения.
«Перегрев» может также привести к завышенной оценке стартапов в области технологий здравоохранения с ИИ, что может оказаться неустойчивым в долгосрочной перспективе. А если эти завышенные ожидания не оправдаются, это может привести к значительным финансовым потерям для инвесторов.
Искусственный интеллект и большие языковые модели возглавили список угроз кибербезопасности, которые обладают наибольшим потенциалом для нарушения работы организаций здравоохранения. Отчет с базовыми рекомендациями по минимизации рисков подготовила компания Trustwave SpiderLabs.
В прошлом году Министерство здравоохранения и социальных служб США сообщило о более 28,5 млн утечек медицинских записей, что значительно больше, чем в 2019 году (21,1 млн). Утечка данных MediBank затронула 9,7 млн пациентов, а атака программы-вымогателя на компанию PharMerica стала причиной раскрытия медицинских данных 5,8 млн человек. Больница SMP Health и вовсе была вынуждена закрыться из-за невозможности восстановиться после атаки программы-вымогателя.
Помимо программ-вымогателей, медицинским организациям следует опасаться решений с применением генеративного ИИ и больших языковых моделей, полагают эксперты. Весьма уязвимы и подключенные к интернету устройства, такие как кардиомониторы и оборудование для обработки изображений, которые часто отдают предпочтение функциональности, а не безопасности программного обеспечения.
Нет комментариев
Комментариев: 0