Ученые впервые выявили распространение бредовых идей в виртуальной среде

09.10.2025
09:17
Виртуальное общение стало аналогом традиционного физического контакта, поскольку часто оно приводит к появлению сильной эмоциональной связи между интернет-пользователями. Из-за этого оно несет ряд рисков, например, возможность распространения бредовых идей.
Фото: 123rf.com

Ученые из Многопрофильных больниц Apollo (Индия) впервые описали случай возникновения у троих людей в возрасте 30, 27 и 24 года, общавшихся исключительно виртуально в онлайн-игре и никогда не видевшихся лично, индуцированного бредового расстройства. Это синдром, при котором бредовые идеи развиваются у одного человека (индуктора) и передаются другому (реципиенту) посредством тесной эмоциональной привязанности. Авторы исследования, опубликованного в журнале Consortium PSYCHIATRICUM, сделали вывод, что цифровые платформы даже без личного общения могут создавать условия для передачи бредовых идей и тем самым влиять на психическое здоровье пользователей.  

Первым за психиатрической помощью самостоятельно обратился 30-летний мужчина. В ходе клинического обследования выяснилось, что он входит в группу онлайн-игроков, с двумя из которых тесно общается в сети на протяжении трех лет. Авторы исследования связались с ними и обнаружили у всех троих людей схожие изменения в поведении.

Игроки были убеждены, что за ними с помощью искусственного интеллекта следят некие организации, цель которых – прогнозировать их поведение и намерения, а также выявлять уязвимые места. Кроме того, пациенты считали, что их преследуют за «цифровой активизм», в частности за разглашение «правды» о поддерживаемой правительством слежке в игровых онлайн-сетях.

При этом источником подобных бредовых идей (индуктором) выступал пациент, обратившийся к специалистам первым. Он был лидером компании и за счет собственного авторитета распространил свои мысли и опасения на других геймеров — реципиентов.

Ученые проанализировали историю их общения и провели тесты с помощью психометрических шкал, чтобы оценить у игроков тяжесть симптомов бредового состояния. В результате каждому участнику исследования назначили антипсихотические препараты и обязательную «цифровую гигиену» – временное ограничение общения друг с другом. Эта мера должна была помочь людям справиться с бредовыми мыслями.

Повторное тестирование, проведенное через три месяца после лечения, показало, что состояние всех пациентов значительно улучшилось, при этом у человека, который выступал индуктором бредовых идей, был более высокий уровень остаточной подозрительности по сравнению с реципиентами. Это указывает на различную динамику восстановления после психотического расстройства.

По мнению автора исследования, консультирующего психиатра Многопрофильных больниц Apollo Банерджи Дебанджана, описанный случай ставит под сомнение традиционно признаваемую необходимость физической близости для передачи бредовых идей. Это говорит о том, что психиатры при обследованиях пациентов с параноидальными и бредовыми расстройствами должны принимать во внимание их цифровую активность. Информация об онлайн-общении пациента и его сотоварищах в цифровой среде может быть столь же важной, как данные семейного и профессионального анамнеза.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев:

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь