Юристы оценили шансы на отмену приказа ДЗМ о прослушке в поликлиниках
Приказ Департамента здравоохранения Москвы (ДЗМ) № 1241 о ведении аудиозаписи приемов в поликлиниках противоречит уголовно-правовой политике государства, направленной на охрану персональных данных, врачебной тайны и личной жизни. С высокой степенью вероятности он будет отменен, так как с 2019 года образцы голоса относятся к персональным биометрическим данным, заявила судья Центрального районного суда Челябинска Мария Галюкова на видеоконференции портала «Право-мед.ру» 16 января.
В ДЗМ заявляют, что аудиозапись приема «обезличенная и конфиденциальная, хранится без привязки к конкретному приему и не позволяет идентифицировать конкретного пациента или врача». «Но это далеко не так — проведение аудиозаписи означает, что записывают голоса. С 1 июня 2023 года собирать такую информацию вне Единой биометрической системы (ЕБС) запрещается. Оператор, который хочет обрабатывать биометрические персональные данные клиентов и сотрудников, должен пройти аккредитацию и подключиться к ЕБС, — пояснила Галюкова. — И самые главные вопросы — как будет обеспечиваться сохранность аудиозаписи, ее анонимность, кто будет отвечать, если она попадет в интернет, как соотносится данный приказ с врачебной тайной?».
Кроме того, по мнению эксперта, напоминать врачу, как он должен общаться с пациентом, унизительно для специалиста, поскольку ставит под сомнение уровень его компетенции.
Возможность в любой момент идентифицировать участников разговора, если возникнет необходимость, фактически отменяет врачебную тайну, считает председатель Ярославской областной общественной организации инвалидов — больных рассеянным склерозом «Гефест», юрист Игорь Степанов. «В этой ситуации должно быть информационное согласие об этом. Но если о записи будет известно врачу и пациенту, то полностью доверительной беседы между ними не будет. Этот момент — подводный камень, который надо учитывать при применении аудиозаписи», — подчеркнул он.
Ссылка ДЗМ на контроль качества, безопасности амбулаторного приема и удовлетворенности пациента несостоятельна, так как эта сфера регулируется федеральным законодательством — законом № 323-ФЗ и приказами Минздрава России № 785н, № 201н, считает главный редактор портала Pravo-med.ru Алексей Панов. «Моя позиция однозначная — Департамент здравоохранения Москвы полез не в свою сферу компетенции. Возможно, он руководствовался благими намерениями, но, полагаю, что прокуратура имеет полное право признать приказ в судебном порядке не соответствующим требованиям законодательства, либо может быть найдется юрист, врач, пациент, который сможет оспорить его в рамках Кодекса административного судопроизводства», — предположил юрист.
Единственная польза от документа, на взгляд Панова, в том, что при жалобах пациента на врача будет иметь место «объективизация фактических обстоятельств дела», то есть возможность достоверно подтвердить или опровергнуть обвинения в адрес специалиста. Однако насколько эта польза превышает усиление психоэмоциональной нагрузки на медработников — вопрос открытый.
ДЗМ планирует записывать и контролировать содержание разговоров врачей с пациентами в кабинетах поликлиник. Предупреждения о ведении записи уже появились в некоторых учреждениях. Причинами введения аудиоконтроля называлось стремление «повысить доверие между врачами и пациентами», «введение новой культуры общения» и наличие жалоб «на формальное, не всегда уважительное отношение» как со стороны врачей, так и пациентов, писал «МВ». Мнения общественных организаций по этому поводу разделились.
Депутат Госдумы от КПРФ Ирина Филатова уже направила запрос генеральному прокурору с просьбой проверить приказ на соответствие нормам федерального законодательства. Это нововведение нарушает конституционные права граждан на личную тайну и тайну врачебную, считает она. Аналогичный запрос с жалобой на неконституционность действий ДЗМ направил прокурору Москвы президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский.
Нет комментариев
Комментариев: 0