В Хабаровском крае дочь умершего пациента взыскала с больницы стоимость купленных лекарств
В марте в больницу был госпитализирован пациент с инфарктом мозга. Для его лечения врач порекомендовал дочери приобрести препараты, которые отсутствовали в стационаре (мексидол, цитофлавин, цераксон, актовегин, магния сульфат). Женщина потратила на них более 12 тыс. руб. Некоторое время спустя пациент скончался. Его дочь обратилась в страховую компанию, которая выявила нарушения на основании МЭЭ. После этого она подала иск в мировой суд о взыскании убытков и возмещении морального вреда в общей сумме более 30 тыс. руб.
«Назначенные препараты входят в указанный стандарт и в Перечень ЖНВЛП для медицинского применения на 2018 г. (утвержден распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 N 2323-р). Следовательно, медицинская организация обязана была обеспечить ее отца препаратами без взимания платы, в связи с чем врач необоснованно вынудил ее приобрести указанные препараты в интересах пациента (ее отца) за счет личных средств. Данными действиями грубейшим образом была нарушена ст.41 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на охрану здоровья и помощь», – говорится в определении Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 18 декабря 2018 г.
Больница не согласилась с предъявленными обвинениями. Пациенты зачастую предпочитают принимать более эффективные аналоги лекарственных средств, даже если за них придется заплатить самим, утверждали в ЦРБ. Кроме того, медорганизация лечила конкретного пациента, а с требованием об убытках обратилась его дочь, с которой больница не состоит в правоотношениях. Чеки на лекарства доказывают лишь факт их приобретения, без указания – для кого и каких целей.
«Переживания истца, как указывает суд, по поводу болезни ее отца не имеют правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда с ответчика, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения иска в этой части. Судом не учтено, что учреждение не имеет средств и полномочий для осуществления компенсации стоимости лекарственных средств в пользу третьих лиц, не являющихся непосредственно пациентами и не связанных с учреждением здравоохранения правоотношениями в сфере оказания медицинской помощи», – приводятся доводы в пользу ЦРБ.
Апелляционная инстанция отменила решение о взыскании морального ущерба, больнице предстоит выплатить лишь стоимость медикаментов.
Директор медицинского агентства «МедАссистанс» Елена Бобяк называет эту ситуацию тупиковой. «Проблема, которую проиллюстрировало это дело, существует уже около 20 лет. Даже удивительно, что врач в данном случае не побоялся давать рекомендации родственникам пациента. Ежедневно со счетов медицинских организаций снимают деньги за купленные пациентами медикаменты и проведенные исследования. Безусловно, главный врач не хвалит своих сотрудников за такие рекомендации», – говорит она.
С обследованиями ситуация обстоит еще хуже, чем с медикаментами, особенно с лучевой диагностикой, отмечает Елена Бобяк. Квоты на МРТ и МСКТ ограничены, но врачи не будут рекомендовать пациентам сделать процедуру за собственные средства. «Страховые компании и чиновники таким образом ведут борьбу с соплатежом, лишая пациента более качественной помощи, точного диагноза. Выход может быть только один – детализировать программу госгарантий оказания медицинской помощи, где был бы четко прописан список платных и бесплатных услуг. Сложившаяся практика наносит ущерб и пациентам, и врачам», – считает эксперт.
Нет комментариев
Комментариев: 1