Вопрос о выплате ССВ медработникам в командировке не урегулирован нормативными актами
Отвечает эксперт службы правового консалтинга «Гарант» Наталья Странцова:
– В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ № 2568 от 31.12.2022 специальная социальная выплата (ССВ) устанавливается перечисленным в этой норме категориям медработников государственной и муниципальной систем здравоохранения, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы ОМС либо территориальных программ ОМС за исключением руководителей медорганизаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства. В частности, право на такую выплату имеют врачи и медработники с высшим (немедицинским) образованием центральных районных, районных и участковых больниц, а также врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, и медработники с высшим (немедицинским) образованием, работающие в медорганизациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).
Постановлением № 2568 утверждены Правила выплаты ССВ Фондом пенсионного и социального страхования отдельным категориям медработников. Согласно п.3 этих правил специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается, исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в календарном месяце. При определении размера ССВ работнику за календарный месяц рассчитывается соотношение количества фактически отработанных рабочих часов и количества рабочих часов по норме рабочего времени соответствующего месяца, исчисленной исходя из установленной работнику в соответствии с законодательством РФ продолжительности рабочей недели.
Анализируя п.2 Постановления № 2568, п.3 Правил, отметим, что ССВ, в частности, устанавливается при наличии следующих условий:
- медработники должны оказывать медицинскую помощь в рамках базовой программы ОМС либо территориальных программ ОМС;
- исполнение медработниками трудовой функции, установленной трудовым договором;
- медорганизации должны входить в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвовать в реализации базовой программы ОМС либо территориальных программ ОМС.
Постановление № 2568 не содержит запрета или ограничений на его применение в отношении медработников, направляемых в служебную командировку. В то же время указанный нормативный акт не только не регулирует порядок учета времени, приходящегося на период командировки в целях назначения ССВ, но и в принципе не упоминает наличие служебной командировки как факта, который каким-либо образом может повлиять на назначение выплаты работнику, направленному в командировку. В этой связи прийти к однозначному выводу о включении либо невключении времени, приходящегося на период служебных командировок, в расчет для назначения ССВ и, как следствие, о возможности внесения медработников в реестр имеющих право на получение выплаты (п.4 Правил), не представляется возможным. Официальных разъяснений, а также судебной практики по данному вопросу обнаружить не удалось.
Порядок направления работников в служебные командировки регулируется Трудовым кодексом РФ и Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 749 от 13.10.2008. Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ч.1 ст.166 ТК РФ).
Согласно п.4 Разъяснений по применению Постановления № 2568, утвержденных приказом Минздрава РФ № 99 от 10.03.2023, при осуществлении ССВ в том числе, учитывается, что выплата производится медработникам, указанным в, частности, в подп. «а» п.2 Постановления № 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, включая их филиалы и структурные подразделения. А при осуществлении ССВ медработникам, указанным в побп.»б» п.2 Постановления № 2568, учитывается, что они работают в медорганизациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медорганизаций).
В случае направления медработников ЦРБ в служебную командировку в участковую больницу, расположенную в другой местности (о. Шикотан), они не перестают быть работниками ЦРБ – продолжают состоять в трудовых отношениях с ЦРБ и считаются работающими в ней и в период командировки, что соответствует п.2 Постановления № 2568 и п.4 Разъяснений. Между тем, как следует из п.2 Постановления № 2568, п.3 Правил, медработники должны выполнять свою трудовую функцию по оказанию медицинской помощи, установленную трудовым договором.
По смыслу ст.166 и 167 ТК РФ на время командировки работник прекращает исполнять свою трудовую функцию в месте постоянной работы и исполняет служебное поручение вне места такой работы. Иными словами, находясь в командировке, работник выполняет отдельное служебное поручение, а не трудовую функцию, как она определена трудовым договором. При этом законодатель не уточняет, что следует понимать под служебным поручением. Однако на основании ст.60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Данная гарантия в полной мере распространяется и на период направления работника в командировку. Следовательно, в общем случае, на наш взгляд, «служебное поручение» представляет собой более узкий круг обязанностей по сравнению с трудовой функцией. Служебное поручение далеко не всегда требует от работника выполнения его трудовой функции в полном объеме, однако обязанности, которые он выполняет в командировке, всегда должны представлять собой часть этой трудовой функции, поскольку требовать от работника выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, работодатель в силу ст.60 ТК РФ не вправе. Кроме того, служебное поручение может требовать от работника и выполнения его трудовой функции в полном объеме. Запрет на это законодателем нигде не установлен.
Соответственно, по смыслу ст.166 ТК РФ работник обязан в служебной командировке выполнять поручение работодателя, но в рамках своих трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором и должностной инструкцией. При этом отличие служебного поручения от выполнения трудовой функции в месте постоянной работы, по нашему мнению, заключается в том, что в командировке работник выполняет трудовые обязанности именно для выполнения определенного поручения работодателя. В остальное же время (в месте постоянной работы) деятельность работника сводится к выполнению обусловленных трудовым договором обязанностей, а не разового задания. Кроме того, время командировки не считается рабочим в том смысле, в каком оно определено в ст.91 ТК РФ, поэтому за период командировки работник получает не зарплату, а средний заработок (ст.167 ТК РФ). Роструд в письме № 275-6-0 от 05.02.2007 подтверждает, что выплата работнику зарплаты за дни нахождения в служебной командировке противоречит положениям ТК РФ. Но информация о нахождении работника в командировке должна фиксироваться работодателем в табеле учета рабочего времени.
Также напомним, что в п.3 Положения уточнено, что местом постоянной работы следует считать место расположения организации (обособленного структурного подразделения), работа в которой обусловлена трудовым договором. Из приведенной нормы следует, что работа, предусмотренная трудовым договором, выполняется в месте постоянной работы. В соответствии с ч.2 ст.57 ТК РФ условие о месте работы обязательно для включения в трудовой договор. В то же время понятие места работы ни в приведенной норме, ни в иных положениях ТК РФ не раскрывается. В п.1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 26.02.2014, отмечено, что под местом работы понимается расположенная в определенной местности (населенном пункте) организация, ее представительство, филиал, иное обособленное структурное подразделение. Акцент на расположении в определенной местности означает, что название местности – обязательная характеристика места работы. Соответственно, из приведенного Верховным судом РФ определения следует, что для характеристики места работы как места нахождения организации достаточно указания населенного пункта, в котором эта организация расположена.
Таким образом, с формальной точки зрения, исходя из буквального толкования приведенных норм, работник выполняет работу, обусловленную трудовым договором, то есть трудовую функцию, в месте постоянной работы (в ЦРБ), а в месте командирования (в участковой больнице) – служебное поручение. Если придерживаться данной позиции, то условие назначения специальной соцвыплаты в таком случае не выполняется, следовательно, время нахождения в командировке медработников не учитывается при расчете ССВ. Не исключено, что Фонд пенсионного и социального страхования будет склоняться именно к такой точке зрения.
Но окончательное решение по этому вопросу в случае возникновения спора может принять только суд, который, возможно, посчитает, что выполнение в служебной командировке медработниками трудовых обязанностей в полном объеме согласно трудовому договору соответствует исполнению работниками трудовой функции, установленной трудовым договором, как того требует п.3 Правил.
За официальными разъяснениями по применению Постановления № 2568 рекомендуем обратиться в Фонд пенсионного и социального страхования, а также в Минздрав.
Нет комментариев
Комментариев: 0