Всемирный банк рекомендует Минздраву России больше тратить на первичную помощь
Текущий уровень государственных расходов на здравоохранение в России (около 3,4% ВВП в 2015 году и 3,6% - в 2016-м) значительно отстает от средних показателей по странам Евросоюза (7,2% ВВП) и ОЭСР (6,5% ВВП). Как следствие - высокие личные расходы граждан на медицинские услуги. Ранее «Центр развития» Высшей школы экономики также давал неблагоприятный прогноз относительно состояния здравоохранения в связи с недофинансированием расходов на образование и здравоохранение в проекте бюджета на 2018-2019 годы на фоне планируемого снижения общего объема расходов относительно ВВП в ближайшие годы.
Уровень государственных расходов на здравоохранение в % к ВВП
Источники: ОЭСР, Федеральное казначейство РФ, Евростат, доклад «Показатели мирового развития»
«Дальнейшее сокращение расходов на здравоохранение и образование может поставить под угрозу как экономический рост, так и благополучие населения (особенно в свете стремления России войти в число лидеров в развитии цифровой экономики, что потребует инвестиций в систему образования и повышение квалификации работников). Также необходимы дополнительные ресурсы для улучшения состояния здоровья населения, но выделение этих ресурсов должно сопровождаться проведением реформ, направленных на повышение эффективности использования средств», - делают вывод эксперты Всемирного банка.
К тому же существующая конфигурация системы оказания медицинской помощи ставит во главу угла дорогостоящую стационарную и специализированную медицинскую помощь, ограничивает возможности системы по адаптации ко вновь возникающим потребностям пациентов, а также снижает продуктивность и результативность системы здравоохранения. Несмотря на постепенное сокращение коечного фонда за последнее десятилетие, количество больничных коек на 1000 человек населения в России в 1,6 раза больше, а средняя продолжительность пребывания в стационарном учреждении в 1,5 раза дольше, чем в среднем по странам Евросоюза.
Понятно, что одним лишь увеличением расходов кардинально улучшить ситуацию в социальной сфере не удастся. Экономисты предлагали создавать стимулы для граждан, чтобы они сами заботились о своем здоровье, а не увеличивать государственные затраты.
«Естественно, когда денег не очень много, чиновники будут убеждать в том, что больше тратить не нужно. Но если сравнивать наше здравоохранение с зарубежным, у нас оно выглядит значительно хуже. То есть понятно, что госрасходы, все-таки, надо увеличивать. Мы развивали в свое время первичную медико-санитарную помощь, это было признано мировым сообществом. Но потом началось старение населения, давайте не будем об этом забывать, а стареющее население потребляет больше медицинской помощи, больше нуждается в специализированной помощи, в том числе высокотехнологичной», - пояснил порталу Medvestnik.ru заместитель директора по научной работе Национального НИИ общественного здоровья, профессор Александр Линденбратен.
По его словам, налицо очевидная корреляция: потребность в тех или иных объемах медпомощи определяется не волевым решением чиновников Минздрава, а состоянием здоровья населения. «Чем оно хуже, тем выше заболеваемость в том числе хроническими заболеваниями, тем больше может быть потребность в дорогостоящих видах медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной. Поэтому правильней исходить не из того, какой должна быть структура расходов, а из потребности населения в различных видах медицинской помощи, управления качеством и эффективностью всех этих видов медицинской помощи, максимального развития профилактического направления, что в комплексе приведет к изменению структуры затрат», - полагает эксперт.
Нет комментариев
Комментариев: 2