Выявлены новые факторы риска остеоартрита: OARSI 2022
Снижение веса может предотвращать прогрессирование остеоартрита
Увеличение массы тела влияет на некоторые рентгенологические признаки остеоартрита коленного, но не тазобедренного сустава. Об этом свидетельствуют данные одного из исследований, представленных на конгрессе.
Ученые Калифорнийского университета изучили данные Инициативы по остеоартриту (OAI) и обнаружили, что увеличение массы тела более чем на 5% за четыре года ассоциировано с риском сужения суставной щели в медиальном отделе. Вероятность появления частых болей в колене увеличилась на 34%.
И наоборот — потеря веса, по-видимому, обеспечивает некоторую защиту от структурных повреждений коленного сустава при остеоартрите, рассказала на конгрессе один из исследователей Габби Джозеф. У пациентов, потерявших за время четырехлетних наблюдений более 5% своего веса, вероятность ухудшения оценки по шкале Келлгрена и Лоуренса была ниже, чем в группе, где вес не изменился (отношение шансов (ОШ) 0,69). Кроме того, уменьшение массы тела связано с облегчением боли в колене на протяжении 12 месяцев наблюдений (ОШ 1,40).
Потеря веса благотворно сказывается на симптомах остеоартрита коленного сустава, а именно облегчает боль и улучшает функции, прокомментировал выводы научный сотрудник Национального совета по здоровью и медицинским исследованиям Австралии Синчжун Джин. Но было неясно, может ли потеря веса замедлить структурную деградацию сустава в долгосрочной перспективе. Полученные результаты подтверждают: контроль веса важен для предотвращения прогрессирования.
Данные взаимосвязи веса и остеоартрита тазобедренного сустава менее очевидны. Говоря о причинах этого, Габби Джозеф отметила разные типы суставов (коленный — шарнирный, тазобедренный — шаровидный), воздействие может идти иначе. Кроме того, коленный сустав имеет более толстый хрящ, чем тазобедренный, но характер нагрузки в суставах различается.
Выявлены 40 связанных с остеоартритом заболеваний
Ученые из Нидерландов обнаружили связь между 40 заболеваниями и последующим возникновением остеоартрита.
Авторы проанализировали данные крупной голландской базы данных, где выявили 80 тысяч случаев остеоартрита, зарегистрированных с 2006 по 2019 год. Их сопоставили с контрольной группой 318 тысяч пациентов. Средний возраст в группах составил 64 года.
Некоторые из факторов риска были известны ранее — например, ожирение. Ученые обнаружили и другие предположительно связанные с остеоартритом нозологии — заболевания опорно-двигательного аппарата, депрессия и гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь.
«Мы также выявили удивительные и не очевидные корреляции, такие как цирроз печени, тромбоэмболические заболевания, синусит, аллергия и мигрень», — сказала во время выступления на конгрессе доктор Энн Кампс из Университета Эразма в Роттердаме.
Самые заметные связи с остеоартритом обнаружились у фибромиалгии (ОШ 1,9), ожирения (1,8), ревматической полимиалгии (1,5), грыжи межпозвоночного диска (1,4). Еще 13 сопутствующих заболеваний имели ОШ около 1. Деменция, шизофрения и рассеянный склероз имели более слабую связь с остеоартритом (ОШ ниже 1).
До сих пор неизвестно, как именно связаны нозологии: возникают ли заболевания на фоне одинаковых факторов риска, или же способствуют возникновению остеоартрита.
«Интересно, что некоторые заболевания имеют разнонаправленную связь: они могут как предшествовать остеоартриту, так и возникать вслед за ним», — отмечает научный сотрудник Лундского университета Андреа Делл'Изола. — Если мы сможем бороться с состояниями, повышающими риск возникновения остеоартрита, и убедим людей как можно раньше заняться спортом, изменить образ жизни, возможно, у нас получится предотвратить или задержать наступление болезни».
Раннее хирургическое вмешательство и активная реабилитация равноценны при разрывах мениска
Раннее оперативное вмешательство не превосходит по эффективности программы упражнений для восстановления коленного сустава у молодых людей с разрывом мениска.
Об этом свидетельствуют данные исследования DREAM, где сравнили результаты лечения двух групп взрослых пациентов с подтвержденным МРТ разрывом мениска. Средний возраст участников был чуть меньше 30 лет, 28 из них — женщины.
В первую группу случайным образом отобраны 60 человек, подходящих для хирургического лечения, во вторую — 61 человек, которые проходили реабилитацию с помощью программ лечебной физкультуры и обучения (24 занятия ЛФК и 12 недель обучения).
Исследователи ожидали, что для пациентов в возрасте 18—40 лет раннее хирургическое вмешательство окажется более целесообразным, чем активная реабилитация с последующей операцией, если таковая потребуется.
Однако спустя 12 месяцев исследований среди участников обеих групп клинически значимые изменения — улучшение качества жизни и уменьшение боли в колене — оказались аналогичными. У тех, кто попал в группу реабилитации, была возможность более поздней операции на мениске, и каждый четвертый в конечном счете пошел на эту процедуру.
«Наши результаты показывают, что решение о выборе лечения — хирургического или нехирургического — должно зависеть от предпочтений, интересов и потребностей пациента», — считает Сорен Скоу из Университета Южной Дании.
Нет комментариев
Комментариев: 0