Центры санитарной авиации должны быть созданы во всех субъектах РФ

26.05.2014
00:00
В перспективе центры санитарной авиации должны быть созданы в каждом субъекте РФ. Организовав должным образом работу таких центров, можно покрыть всю территорию нашей страны необходимым количеством полетов санитарной авиации.

Об этом 23 мая на круглом столе «Санитарная авиация России и медицинская эвакуация» заявила начальник отдела организации экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации штаба Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Минздрава РФ Ольга  Гармаш.

На мероприятии, прошедшем в рамках 7-й Международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2014, эксперт обратила внимание на проблемы и перспективы развития санитарной авиации в России.

Как выяснилось, проблем, мешающих развитию санитарной авиации, немало -   это несовершенство нормативной правовой базы и, как следствие, недостаточное финансирование, высокая стоимость санитарного рейса, до 500 тысяч рублей;  отсутствие отечественных моделей медицинских вариантов воздушных судов, необходимость радикального обновления существующих воздушных судов, а также отсутствие механизмов привлечения квалифицированных кадров.

- Для решения этих задач были предприняты серьёзные усилия, — комментирует Ольга Гармаш. — Первым этапом стало создание в конце 2011 года межведомственной рабочей группы по проблемам санитарной авиации в России.  В феврале 2012 состоялось заседание, на котором директор нашего центра Сергей Гончаров доложил об аналитическом материале, на основании которого он сумел доказать необходимость пристального внимания высших органов власти к проблеме развития санитарной авиации.

Рабочей группой разработан проект Концепции создания системы экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации (санитарной авиации) в РФ и комплекс мер по ее реализации для включения в государственную программу развития здравоохранения  до 2020 года. Основными направлениями реализации Концепции стали: совершенствование нормативной правовой базы экстренной консультативной медицинской помощи; разработка организационной структуры системы санитарной авиации; создание условий для применения авиационного  транспорта.

По словам Ольги Гармаш, большим стимулом к развитию аналитической работы послужило принятие федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения 2006-2012 гг.». Важным составляющим выполнения этой программы стало создание на базе ВЦМК «Защита» Учебного центра по подготовке специалистов авиамедицинских бригад.

На данный момент обучено более 1000 специалистов. В профессиональный состав слушателей вошли: анестезиологи-реаниматологи, врачи скорой медицинской помощи, врачи прочих специальностей, руководящие работники, фельдшеры и медицинские сестры.

Говоря об общих принципах обучения, можно отметить совместную подготовку врачебного и среднего медицинского персонала (работа в команде), основной акцент — на тактику и технологию оказания экстренной консультативной медицинской помощи и проведения санитарно-авиационной эвакуации, а также максимальная реалистичность обучения. Обучение проводится на базе настоящего, но уже списанного самолета.

Отдельное внимание Ольга Гармаш уделила структуре системы санитарной авиации.

- При создании центров санитарной авиации важно учитывать такие факторы, как плотность населения данной территории, климатические условия и географические особенности, площадь самой территории, наличие аэропортов и аэродромов и их техническое оснащение, наличие на территории медицинских организаций, оказывающих специализированную медицинскую помощь, - отметила она.

Эксперт уверена, что создание системы санитарной авиации в России играет важную роль.

- Мы сможем своевременно, оказывать экстренную консультативную медицинскую помощь гражданам, минуя промежуточные этапы, оказывать экстренную помощь пострадавшим при ДТП на автодорогах с применением вертолетов. Нам удастся обеспечить первичную медико-санитарную помощь жителям труднодоступных и отдалённых регионов, — заключила Ольга Гармаш.

Участники круглого стола согласились с коллегой, отметив, что развитие системы санитарной авиации в РФ, скорейшая отработка вопросов взаимодействия медицинских организаций и производителей авиационных судов являются одними из первостепенных задач. Их решение позволит обеспечить доступность своевременной и качественной специализированной медицинской помощи жителям отдаленных и труднодоступных районов, сохранив жизнь и здоровье россиян.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.