«Друг» мой, пациент

17.04.2013
00:00
Невинное желание врача «зафрендить» пациента в социальных сетях - не слишком хорошая идея, считают в Американской коллегии врачей (ACP) и Федерации медицинских советов штатов (FSMB).

В настоящее время социальные сети охватывают практически все сферы нашей жизни, специалисты различных профессий становятся «друзьями» в социальных сетях. И врачи - не исключение. Однако, по мнению экспертов-медиков, помимо преимуществ онлайн-контакта со специалистами, например, облегчения доступа пациента к медицинским услугам или повышения уровня медицинской грамотности среди населения, существует и немало подводных камней.

В частности, при переходе на приятельский стиль общения с пациентом размываются границы профессионального общения, считает президент и генеральный директор FSMB Хумаюн Чаудри.  По его мнению, нарушение конфиденциальности частной беседы или вырванная из контекста и растиражированная по сети фраза могут привести к весьма неприятным последствиям. Так, согласно результатам последних исследований, 92% респондентов отметили, что они сталкивались, по крайней мере, с одним случаем непрофессионального поведения в интернете, повлекшим за собой наказание вплоть до отзыва лицензии.

Нормы общения в социальных сетях для врачей и пациентов, опубликованные в Annals of Internal Medicine, призваны обезопасить медиков от издержек коммуникации в сети. Помимо указания на то, что слишком приятельское общение с пациентами не вполне приемлемо с точки зрения врачебной этики, этот документ обращает внимание медицинских работников еще на некоторые моменты.

  • Не рекомендуется обмениваться в социальных сетях текстовыми сообщениями медицинского характера даже при общении со знакомым пациентом и с согласия последнего.
  • Следует убедиться, что пациент осознает уязвимость такого интернет-ресурса, как электронная почта. Ей стоит пользоваться только в том случае, если контакт врача с пациентом уже состоялся в реальной жизни, к тому же необходимо убедиться, что пациент понимает все риски подобного способа коммуникации.
  • Не стоит также поощрять e-mail или on-line общение с родственниками и знакомыми пациента. Им можно рекомендовать узнать интересующую информацию на очном приеме.
  • Не следует размещать личную информацию на открытых форумах.
  • Создавая профиль в профессиональных интернет-сообществах, необходимо регулярно отслеживать доступ к нему и т.д.
  • Тем не менее, уверяет Хумаюн Чаудри, мы не диктуем людям что говорить и что нет, мы всего лишь просим подумать перед тем, как отправить очередной пост.

 Таблица. Интернет-активность врачей: преимущества, недостатки и способы их устранения 

Вид интернет-общения

Потенциальные выгоды

Потенциальные

«ловушки»

Меры предосторожности

Общение с пациентом с помощью электронной почты, текстовых и мгновенных сообщений

Доступность срочной информации

Проблемы сохранения конфиденциальности, отсутствие личного контакта, возможная мисинтерпретация полученной информации

Очертить круг вопросов, подходящих к данному типу общения, общаться только с теми пациентами, с которым ранее была проведена личная встреча

Использование социальных сайтов для сбора информации о пациенте

Имеется возможность наблюдать и консультировать пациентов относительно рисков игнорирования назначений врача,

вмешательство в случае необходимости

Степень конфиденциальности источника информации под вопросом,

Возможность потери доверительных отношений с врачом

Взвешенно подходить к  использованию полученной информации, с учетом всех возможных последствий

Использование пациентом образовательных медицинских ресурсов 

Способствует просвещению пациента

Не являясь специалистом, пациент может воспринять информацию некорректно. Мошеннические сайты «для пациентов», на которых искажаются методы и результаты лечения

Тщательно выверять контент,  рекомендовать пациентам только проверенные сайты

Врачебные блоги, микроблоги и ответы на посты пациентов

Повышает уровень состояния здоровья населения, есть возможность высказать свою точку зрения

Негативный контент: высокомерный и недоброжелательный тон общения, унижающий достоинство пациентов и коллег

Всегда помнить о том, что Ваши посты характеризуют Вас и как профессионала, и как личность

Размещение постов и информации личного характера на социальных сайтах

Общение

Стираются профессиональные и личные границы, что, в свою очередь, воздействует как на личную жизнь, так и на профессиональную карьеру

Тщательно структурировать материалы для открытого доступа, соблюдать границу между личным и профессиональным общением

Использование врачами интернет-ресурсов для профессионального общения с коллегами

Облегчает общение с коллегами

Угроза конфиденциальности при использовании слабо защищенных ресурсов

Обеспечивать организационно-правовую и техническую защиту информации

 

Источник: Annals of Internal Medicine

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.