В России разработан первый протокол для сообщения трудных новостей пациентам

Сотрудники кафедры общей и клинической психологии Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ) разработали первый российский коммуникативный протокол для сообщения пациентам и их родственникам неблагоприятных медицинских новостей. Алгоритм получил название «ВНИМАНИЕ», сообщили «МВ» в пресс-службе вуза.
Уточняется, что разработка протокола стала ответом на потребности практического здравоохранения — необходимость создания такого алгоритма подтверждена исследованием ПИМУ с участием 260 врачей. Опрос показал, что 96% медучреждений не используют стандартизированные подходы в таких ситуациях.
Идею разработки отечественного протокола поддержали 72,5% респондентов. При этом выяснилось, что 59,8% врачей испытывают сильный стресс, сообщая плохие новости.
«ВНИМАНИЕ» — мнемоническая схема из восьми шагов, адаптированная для российской практики.
- В — Внешние условия (безопасность врача).
- Н — Наполнение (подготовка среды и пациента).
- И — Информация (оценка знаний пациента).
- М — Мотивация (прояснение потребностей в информации).
- А — Адресация (сообщение новостей с учетом контекста).
- Н — Непосредственное отреагирование (поддержка и эмпатия).
- И — Итог (совместный план действий).
- Е — Единение (забота врача о своем состоянии).
Ключевое отличие российского протокола от зарубежных аналогов (SPIKES, ABCDE) — акцент на психологической безопасности самого врача, что служит профилактике профессионального выгорания. Алгоритм превращает один из самых сложных моментов в практике врача в структурированный, этичный и психологически безопасный процесс. Он дает специалисту опору и уверенность, а пациенту — ясность и поддержку в трудную минуту, отметила соавтор методики, доцент кафедры общей и клинической психологии ПИМУ Мария Халак.
Оценка практикующими врачами подтвердила высокую потребность в таком инструменте: 75% опрошенных считают протокол полезным, а 76,5% готовы применять его в работе. Особо врачи отметили продуманность аспекта безопасности, четкость структуры и направленность на повышение лояльности пациентов.

















Нет комментариев
Комментариев: