Цифровая реанимация: новая реальность

01.02.2021
14:18
Среди клинических подразделений рабочий процесс в отделении интенсивной терапии отличается особой напряженностью — начиная от приема пациента и включая ежедневный медицинский осмотр, неотложные и внеплановые мероприятия, постоянный мониторинг состояния. Здесь применяется колоссальное количество лекарственных средств, методов обследования, лечения, выполняются многочисленные лабораторные исследования. Это создает серьезную нагрузку на пациентов и требует гигантских усилий со стороны специалистов. Ежедневно в отношении каждого реанимационного больного проводится до 178 разнообразных процедур и манипуляций, количество данных с оборудования, разнообразных устройств, систем регистрации — огромное, причем время для принятия решения по ним нередко ограничивается минутами.

Очевидно, что именно в отделениях интенсивной терапии вопрос внедрения цифровых технологий стоит чрезвычайно остро. О цифровой трансформации отделений реанимации и интенсивной терапии одного из крупнейших в стране многопрофильных медицинских учреждений – Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова (Пироговского центра) – с помощью решения Philips ICCA1 рассказывают главный врач стационара Пироговского центра, профессор кафедры анестезиологии и реаниматологии Виталий Гусаров и заведующий отделением анестезиологии-реанимации (интенсивной терапии) (ОАРИТ), врач-анестезиолог-реаниматолог высшей категории Николай Ловцевич.

— В отделении анестезиологии-реанимации (интенсивной терапии) пациенты тяжелые, и их состояние может быстро изменяться. Специфика работы этих подразделений нередко влечет медицинские ошибки. Виталий Геннадьевич, с чем они связаны, в чем трудности работы врачей ОАРИТ?

Гусаров В.Г. — В нашем Центре четыре отделения анестезиологии и реанимации. Это достаточно большая служба, каждое из отделений имеет свою специфику, каждое в своем роде уникальное. В течение года их сотрудники выполняют огромную работу — более 20 000 анестезий в год, десятки тысяч пациентов различной категории сложности. Это и пациенты после операции, которым проводят стандартную терапию, и люди с более серьезными проблемами, требующими пристального внимания врачей, и пациенты, поступающие за экстренной помощью, часто находящиеся в критическом состоянии. И при всем этом в этой службе у нас не было возможности реализовать централизованный доступ к информации, потому что в нашей Медицинской информационной системе (МИС) не получил своего развития блок для отделения реанимации. Вся документации велась на бумаге. Врачи либо просто вносили данные в Word, распечатывали их и потом вклеивали листочки с этой информацией в историю болезни пациента, либо по старинке все записывали от руки.

Еще одна проблема — огромное количество единиц оборудования, которыми насыщены отделения анестезиологии и реанимации. Это технологичные медицинские устройства, большая часть которых генерирует огромный массив высокоточных медицинских данных пациента (погрешность измерения — десятые и сотые доли процента), и все показатели с этих аппаратов фиксировались вручную. Кроме того, в отделения поступает большой объем результатов лабораторных, инструментальных и прочих исследований. Из-за столь высокой нагрузки врач не всегда способен комплексно оценить всю информацию, хотя она может стать основой для принятия более точных, своевременных решений и даже для прогнозирования состояния пациента.

У нас были анестезиологические или реанимационные карты, однако быстро и удобно собирать данные, хранить, систематизировать их у нас не получалось. Таким образом, ОАРИТ были «белым пятном» с позиции цифровизации и информатизации. Мы не могли оперативно собирать в них информацию, организовывать ее и работать с ней, как это было доступно в других отделениях.

Безусловно, ведение и оформление медицинской документации вне информационных систем сопровождалось большими трудовыми и временными затратами медицинского персонала. Проведенный нами анализ работы персонала отделений анестезиологии и реанимации показывал, что около 30% рабочего времени тратится на обработку, запись и ведение медицинской документации. Это колоссальный труд, но часто та информация, которая фиксировалась, не отражала объективную реальность: не в силу того, что сотрудники пытались что-то скрыть, а потому, что невозможно записывать ежеминутно и ежесекундно вручную все данные, поступающие с медицинского оборудования и прикроватных мониторов. Поэтому, очевидно, объективность была весьма условной.

— Парадокс! Наиболее сложно организованное, живущее в условиях высочайшего напряжения и дефицита времени отделение реанимации и интенсивной терапии мало затрагивает цифровая трансформация, естественная эволюция внедрения информационных технологий.

Гусаров В.Г. — Это так. При том, что цифровизация и информатизация являются сейчас одной из приоритетных задач здравоохранения. И мы как ведущее лечебное учреждение Министерства здравоохранения понимаем эту проблематику и идем путем внедрения цифровых систем в рутинную клиническую работу. В нашем Центре многое сделано в этом отношении и большинство сегментов уже информатизированы. Сюда входят и лабораторная служба (у нее есть своя единая информационная система), и отделение лучевой диагностики, где цифровое решение обеспечивает хранение результатов исследований и доступ к изображениям. Присутствует и МИС, в которой работают все наши клинические отделения — она упрощает ведение медицинской документации, контроль назначений врачей и т.д. Поэтому, оценив все сложности функционирования отделений реанимации и интенсивной терапии, мы пришли к тому, что нам просто необходим продукт, комплексный и мультифункциональный, чтобы как раз закрыть этот пробел в нашей работе.

— Насколько можно судить по высказываниям специалистов, найти цифровую систему, рассчитанную на специфику и потребности ОРИТ — контролирующую, фиксирующую и передающую данные с прикроватного оборудования, хранящую огромнейший массив данных, включающую врачебные дневники и карты наблюдения, достаточно трудно. Вы нашли необходимое решение?

Гусаров В.Г. — Решение для оцифровывания работы ОРИТ, без сомнения, очень сложное. Его нашли в нидерландской транснациональной корпорации Philips. Основанная еще в конце XIX века как маленький семейный бизнес, сегодня эта компания — один из лидеров в сфере оборудования здравоохранения и информационных технологий. Первым зарегистрированным в России специализированным решением для анестезиологических и реанимационных отделений стала ее платформа IntelliSpace Critical Care and Anesthesia (ICCA). В клиниках по всему миру уже было установлено более 360 таких систем. ICCA автоматически собирает, обрабатывает и организует данные пациентов, включая документы о поступлении, основные показатели жизнедеятельности, результаты лабораторных исследований и консультаций. Затем она систематизирует всю информацию и предоставляет врачам в удобном формате. Кроме того, она, исходя из полученных данных и на основании клинических шкал и протоколов, может давать рекомендации по ведению больного. Я бы отметил еще одно несомненное достоинство ICCA — она интегрируется с уже установленными в клинике информационными системами, это было одним из основных условий ее внедрения в Пироговском центре.

Система управления данными больных для отделений анестезиологии-реанимации (ICCA):

  • создание электронного документооборота для отделений анестезиологии и реанимации;
  • автоматический сбор данных с прикроватного оборудования (мониторы пациента, аппараты ИВЛ, инфузионные насосы и т.д.);
  • современный интерфейс для интеграции с медицинской информационной системой (МИС);
  • автоматический анализ данных и создание отчетов;
  • поддержка принятия клинических решений;
  • поддержка внедрения лечебных протоколов.

pm1006_1687.png (873 KB)

И надо отметить, ICCA получила великолепные отзывы врачей из этих клиник в Великобритании, Германии, США, Австралии и др. «Внедрение протокола профилактики вентилятор-ассоциированной пневмонии с помощью ICCA привело к снижению среднего времени пребывания больных в нашем отделении на 2 дня. Количество ошибок в назначениях снизилось на 54%» (Dr. Charlotte Gilroy, руководитель ОРИТ Королевской больницы г. Глазго); «Использование системы ICCA в педиатрическом ОРИТ позволило сократить количество ошибок при заполнении листов назначений с 8,1 до 1,4%» (IMPERIAL COLLEGE, Лондон). Николай Викторович, а что говорит ваш опыт: влияет ли данная цифровая система на уменьшение «человеческого фактора» и количества ошибок при проведении реанимационных мероприятий?

Ловцевич Н.В. — Реанимационные мероприятия — это те мероприятия, которые осуществляются в ургентном (экстренном) порядке. Программа выполняет роль беспристрастного документалиста: записывает события, например с прикроватного оборудования. Поскольку реанимационные мероприятия предполагают стандартизированные, быстро исполняемые алгоритмы, вряд ли количество ошибок врача и наличие цифровой системы напрямую связаны между собой.

Если говорить об интенсивной терапии вообще, то мы сейчас идем к тому, чтобы ICCA не только фиксировала данные, но и могла проводить минимальный анализ, выстраивать возможные алгоритмы, напоминать о необходимых мероприятиях. Уже сейчас в Пироговском центре система выдает стандартные напоминания медсестрам по необходимым действиям.

— А на ваш взгляд, переход в цифровую плоскость может повысить контроль и качество лечения каждого пациента?

Гусаров В.Г. — Понятие качества — довольно сложно измеримое понятие. Но если у персонала появляется больше времени для работы непосредственно с пациентами, это не может не отразиться позитивно на качестве оказания медицинской помощи в целом. У медсестер появляется больше времени, чтобы, например, обработать полость рта пациентов, заняться профилактикой пролежней, осуществить уход за венозными катетерами, провести элементарный визуальный мониторинг пациента — все это совершенно очевидно повышает уровень заботы о больных. Врачи приобретают больше времени на осмысление тактики и стратегии лечения пациента, выполнение более широкого спектра врачебных манипуляций, принятие и анализ решений.

Что касается контроля работы отделения, то для меня как для администратора это важнейший инструмент. Сейчас я могу в любой момент, даже придя на утренний обход и увидев, что состояние пациента за ночь ухудшилось, открыть оперативно его электронную карту и проанализировать: что пациент получал из медикаментов, в какой дозировке, что изменилось в его состоянии и в показателях жизнедеятельности. И таким образом я смогу в короткие сроки оценить происходящее. С бумажными носителями это было гораздо сложнее.

Экономию времени на оформление документации высоко оценили ваши зарубежные коллеги, работавшие с ICCA: «Мы избавились от необходимости ручного сбора данных для ежемесячных отчетов. Это большое облегчение для персонала ОРИТ» (Медицинский центр VA Maryland, Балтимор); «Это маленькие отчеты, которые требовали много времени. Например, мы делаем отчет о том, кто из больных, прошедших через наше ОРИТ, до сих пор находится в больнице. С помощью системы это происходит моментально и потенциально экономит для ряда людей час работы в день» (D.Reid, информационный аналитик ОРИТ Госпиталя Святого Винсента, Мельбурн). Это, без сомнения, большое достоинство информационной системы, но далеко не единственное. Как влияет внедрение ICCA на тактику ведения пациентов ОАРИТ?

Ловцевич Н.В. — Как уже сказал Виталий Геннадьевич, ведение больных в критическом состоянии сопровождается большим потоком информации: данные прикроватного оборудования, инфузионной станции, аппарата ИВЛ, результаты лабораторных исследований. Надо отметить, что ICCA подключается к самому разному оборудованию практически любого производителя. Система позволяет консолидировать все потоки информации в одном месте, что обеспечивает медицинскому персоналу быстрый доступ к имеющимся данным и дает возможность анализировать их. Обобщенный документ, который предоставляет ICCA, облегчает работу и снижает количество манипуляций, нужных для поиска информации.

IntelliSpace Critical Care and Anesthesia — это:

  • полная «оцифровка» отделений анестезиологии и реанимации, замкнутый электронный документооборот;
  • возможность стандартизации подходов к ведению больных в периоперационном периоде и реанимационных больных;
  • «прозрачность» производственных процессов в операционных и ОРИТ и контроль за расходами;
  • поддержка при проведении научных исследований и клинических испытаний.

— Каким образом происходит консолидация информации по конкретному пациенту с лабораторией и операционной?

— ICCA состоит из двух частей. В первой части отслеживается состояние реанимационных больных, которым проводится интенсивная терапия. Вторая — это анестезиологический модуль, который позволяет вести электронную карту с контролируемыми параметрами автоматически, что значительно уменьшает человеческий фактор при фиксации изменений.

Эти две части связаны между собой. Когда пациент переходит из операционной в палату интенсивной терапии, накопленная информация тоже «перетекает» вместе с ним на следующий этап лечения. Лабораторные данные также поступают в ICCA. Таким образом вся необходимая информация о пациенте собирается в одном месте.

— Внимания заслуживает и еще одна опция — возможность удаленного доступа к системе ICCA. Какие возможности открывает она?

Гусаров В.Г. — Опция удаленного доступа мне как главному врачу, может быть, не так уж и важна. Другое дело — заведующие отделениями. С этой функцией они смогут получать безопасный доступ к карте пациента из любого места: из кабинета, из палаты, с сестринского поста, с планшета или с ноутбука. То есть нужная и актуальная информация будет доступна именно там, где это потребуется. Это позволяет врачам в любое время суток консультировать больных. Особое значение эта опция приобретает в условиях пандемии. В настоящее время мы работаем над внедрением данной функции в Пироговском центре.

Вот и очередное «белое пятно» на цифровой медицинской карте перестает быть неведомым. И уже можно говорить о создании «умной больничной среды», где надежным и профессиональным, комплексным и мультифункциональным ассистентом врача выступает умная информационная платформа. В отделении реанимации и анестезиологии таким помощником выступает IntelliSpace Critical Care and Anesthesia (ICCA) от Philips — система, способная не только снижать фактор ошибки, перевести весь документооборот в автоматический режим, обеспечивать контроль функционирования и расходов ОРИТ, но и поддерживать принятие клинических решений.

1. РУ № РЗН 2015/2629 «Обеспечение программное медицинское CS770 IntelliSpace Critical Care and Anesthesia (ICCA) для ведения документации, построения медицинской карты и поддержки принятия решений, на электронном и/или виртуальном носителях с принадлежностями» от 25.05.2020.

Материал партнера: Philips

Компании
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.