«Долговые якоря» ЛПУ

25.07.2018
00:00
Сохраняющуюся задолженность медицинских учреждений региона в размере 100,9 млн руб. в Министерстве здравоохранения Пермского края объясняют недостаточными тарифами ОМС и неэффективностью больничных менеджеров. Члены регионального отделения ОНФ считают, что проблему с долгами спровоцировал сам Минздрав.

Тришкин кафтан

За год, с 1 июля 2016 г. просроченная кредиторская задолженность в государственных ЛПУ Пермского края выросла с 199,9 млн до 488,2 млн руб. Основные долги сформировались в медучреждениях первого уровня: центральных и районных больницах, поликлиниках, ФАП. У 17 медучреждений они превышали 10 млн, у шести больниц – 20 млн. Сегодня общую «кредиторку» удалось снизить до 100 млн руб. 

Причиной роста долгов стала совокупность факторов, но главной проблемой в Минздраве называют недостаточные тарифы ОМС. Как сообщили в ведомстве, основной объем просроченной кредиторской задолженности сформировался в 2016–2017 гг. Еще в прошлом году объем финансирования системы здравоохранения региона из средств обязательного медицинского страхования составлял 26,2 млрд руб., в текущем году показатель увеличен до 31,5 млрд руб. Это создало объективные предпосылки для постепенного снижения размера просроченной кредиторской задолженности и нивелирования рисков ее появления в дальнейшем, считает заместитель министра здравоохранения Пермского края Алексей Казаченко

Среди других «долговых якорей» ЛПУ в краевом Минздраве называют неэффективное расходование средств, необоснованные закупки, нерациональное использование имущественного комплекса. Например, в Кизеловской больнице основная часть бюджета (76%) уходила на зарплату. Кроме того, медучреждению ставят в упрек неэффективное использование площадей. 

В середине 2017 г. для финансового оздоровления медучреждений из регионального бюджета было выделено 300 млн руб. Средства перечислили 31 больнице, находящейся в «зоне финансового риска». Самую крупную субсидию – 33 млн руб. – получила Чайковская ЦРБ. По 20 млн перечислили в больницы Кизела и Губахи, 19 млн – в Пермскую ЦРБ. 

По данным Счетной палаты РФ, закредитованность российских больниц первого уровня (сельские больницы, районные, участковые поликлиники) составила в 2016 году 530 млрд руб

Крайние меры

Несмотря на принятые меры, за 2017 г. – первое полугодие 2018 г. Арбитражным судом Пермского края было рассмотрено 461 дело по искам к юрлицам с организационно-правовой формой «ГБУЗ», 45 дел – по искам к «ГАУЗ». Чаще всего в суд обращались поставщики энергоресурсов, услуг связи, Пенсионный фонд, охранные службы. Не все долговые споры между поставщиками и больницами проходят через суд, так как в большинстве случаев финансовые вопросы решаются в досудебном порядке. 

Сейчас для снижения задолженности ЛПУ краевой Минздрав в качестве мер финансового оздоровления использует дистанционное «внешнее» управление и контроль за организацией претензионной досудебной работы с поставщиками. Вводится практика централизованных и совместных закупок, меняется тип ряда учреждений с автономных на бюджетные. «Для снижения финансовой нагрузки на учреждения идет передача неиспользуемого для оказания медпомощи имущественного комплекса в казну или органы местного самоуправления. С целью снижения расходов на административно-управленческий персонал укрупняются малокомплектные учреждения, преимущественно по принципу – реципиент к донору, фактические расходы учреждений приводятся в соответствие с доходами. Руководителям учреждений здравоохранения поставлена задача – вопрос ликвидации задолженности рассматривать как приоритетное направление и в ближайшее время оставшуюся просроченную кредиторскую задолженность ликвидировать полностью», – подчеркнул Алексей Казаченко.

Взгляд со стороны

По мнению члена пермского отделения Общероссийского народного фронта, лидера общественной организации «Региональное здравоохранение» Дмитрия Омутных, проблему «кредиторки» своими действиями спровоцировал сам краевой Минздрав. Он ставит в упрек ведомству неоптимальное распределение бюджетных средств (преференции приближенным главврачам и тотальное игнорирование нужд других больниц), бесконечные разделения-объединения медучреждений, дополнительные траты на реализацию псевдореформ, когда младший медперсонал переводится в административно-хозяйственный: уборщицы, кухонные работники и т.д.

В пример он приводит пермскую МСЧ № 7, где на 64 тыс. «прикрепленных» к поликлинике женщин работает одно отделение гинекологии, находящееся в аварийном состоянии. Для инициирования ремонта поликлиники было собрано более 2000 подписей, затем проведены госэкспертиза и аукцион, заключен контракт. «Министр Дмитрий Матвеев приезжал в МСЧ № 7 еще в феврале, раздавал обещания и просил персонал не обращаться ко мне с жалобами. Но ничего не изменилось: врачи и пациенты вынуждены существовать в нечеловеческих условиях. Цена вопроса – порядка 16 млн рублей, которые еще в прошлом году должны были выделить на ремонт. Однако Дмитрий Матвеев отменил приказ и перевел деньги в другое медучреждение», – делится Дмитрий Омутных.

По его словам, чтобы отрасль развивалась, необходимы не реорганизации, а повышение тарифов на медицинскую помощь и выделение на здравоохранение не менее 20% от общего бюджета региона.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 1

Нет Гбуз Ко Беловская Городская Больница №4
Как сейчас ситуация, изменилась в лучшую сторону?
Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.