Эксперты спрогнозировали развитие цифровизации в медицине

30.06.2021
13:45
Цифровые технологии и решения с каждым годом расширяют свое присутствие в здравоохранении. И все же их потенциал пока остается нераскрытым. О культуре данных и датацентричном управлении, искусственном интеллекте, ориентированном на пациентов, эволюции бизнес-процессов клиник и о том, как информационные технологии помогли врачам справиться с пандемией, рассказали участники конференции «Медицинская организация нового времени. Лучшие стандарты и практики цифровой трансформации» в Санкт-Петербурге. Мероприятие состоялось под эгидой компании СП.АРМ в рамках конгресса #ИТМПетербург.
Фото предоставлены компанией СП.АРМ

Привить культуру

Необходимость перехода к управлению на основе данных обосновал в своем выступлении руководитель Центра цифровой трансформации сферы здравоохранения ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России Михаил Левин. Согласно приведенным им цифрам, ежегодно в России фиксируются более 1,3 млрд посещений медицинских организаций за медпомощью, более 25 млн госпитализаций и сопоставимое количество обращений ‒ за справками. Свыше 69 млн граждан проходят профосмотры и диспансеризацию. Происходит более 15 млн уникальных запросов услуг через ЕПГУ и более 1,4 млрд накопленных записей в подсистеме ИМЭК ЕГИСЗ.

Таким образом, услуги в сфере здравоохранения остаются самыми востребованными среди государственных электронных услуг по численности пользователей. Данные в отрасли формируются непрерывно, а их сбор и систематизация повышают прозрачность и позволяют выявить слабые стороны бизнес- и медицинских процессов, подчеркнул эксперт.

Сейчас в ЕГИСЗ передано около 1% данных, собранных в медицинских учреждениях с 2014 года. После завершения базовой информатизации эта цифра увеличится в разы. По словам спикера, существующая инфраструктура и аналитические системы не готовы принять и обработать такой поток информации.

В этой связи важно уже сегодня прививать культуру управления данными, заявил Михаил Левин. Эту же тему развил в своем докладе региональный директор HIMSS Analytics в Европе, Африке и на Ближнем Востоке (HIMSS Analytics for EMEA) Джон Райнер. Он выделил четыре аспекта для продвижения в этом направлении: качество данных, информационная грамотность, готовность способствовать изменениям, легкость доступа.

Революция с «цифрой»

В ходе конференции были представлены конкретные примеры внедрения информационных технологий в работу медицинских организаций. Так, о собственном опыте информатизации на основе внедрения медицинской информационной системы МИС qMS рассказал главный врач СПб ГБУЗ «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы», д.м.н., профессор Сергей Петров. В 2018 году техническое оснащение больницы состояло из 5 мобильных телефонов, компьютерной программы «кадры-бухгалтерия» и ручной информационной системы данных, поделился он. Учитывая круглосуточную работу МО и специфику деятельности, решиться на модернизацию было непросто. Тем не менее информатизация началась, и результаты не заставили себя ждать.

Сегодня все врачи больницы работают в электронной медицинской карте, сообщил Сергей Петров. Больница подключена к высокоскоростной защищенной сети передачи данных (ЕМТС). Выписываются рецепты на льготные лекарства, которые передаются и хранятся в электронном виде. Используется возможность электронной записи к врачу. Все лабораторные исследования автоматически передаются в лабораторную информационную систему (ЛИС) qMS, которая интегрирована с городской подсистемой данных лабораторных исследований (ОДЛИ), что позволяет больнице сотрудничать с другими лабораториями и оперативно получать результаты.

Докладчик выделил целый ряд положительных эффектов, среди которых:

  • стандартизация и выработка алгоритма поведения для врачей;
  • контроль своевременности и качества оказания медицинской помощи в онлайн-режиме;
  • аналитика, текущее и перспективное медико-экономическое планирование по подразделениям, сотрудникам и стационару в целом;
  • облегчение отчетности; связь с другими медорганизациями; интеграция с ЕГИСЗ.

Полный переход на электронный документооборот, по его мнению, позволил бы медицинским организациям значительно упростить взаимодействие с контрольно-надзорными органами, которые пока продолжают считать приоритетными бумажные документы.

Вместе с тем Сергей Петров выделил проблемы, с которыми столкнулась больница при переходе на новые решения. И прежде всего они связаны с увеличением расходов. Это стоимость лицензий на ПО, необходимость регулярно устанавливать обновления, дорогостоящее оборудование.

«Количество ставок в отделе информационных технологий выросло с 5 до 16 за три года, ‒ добавил он. – И это при том, что мы очень экономны в расходах. К тому же стали нужны специалисты более высокого уровня». По его оценкам, на развитие в области информатизации компании нужно около 50 млн рублей в год.

По мнению заместителя главного врача по кардиологии многопрофильной клиники им. Н.И. Пирогова, доцента кафедры современных технологий управления в здравоохранении Академии медицинского образования им. Ф.И. Иноземцева, к.м.н. Вадима Жука, цифровая трансформация – вопрос будущего любой медицинской организации, а ядро культуры инноваций ‒ в сознательном отказе от консерватизма.

По его прогнозам, искусственный интеллект через 20 лет в значительной степени заменит работу врача, ведь современный врач уже чаще смотрит на монитор, а не на пациента. Однозначного ответа, хорошо это или плохо, пока нет. Но очевидно, что цифровые технологии улучшают качество оказания медицинской помощи, снижают нагрузку на специалистов, оптимизируют экономические и целевые показатели системы здравоохранения.

О программном оборудовании по выявлению внутренних лучших медицинских и бизнес-процессов рассказал заместитель генерального директора по информационным технологиям и проектному управлению ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, к.м.н. Дмитрий Курапеев. Инструмент для бенчмаркинга процессов в центре, разработанный совместно с компанией СП.АРМ, позволяет провести их сопоставительный анализ по разным метрикам и сформировать визуальные панели по заданным показателям. Он основан на пяти взаимосвязанных процессах.

  • Первый блок – планирование. Он включает определение критических факторов успеха, оценку текущих показателей, документирование процессов.
  • Вторая составляющая – поиск «партнеров», лучших практик для бенчмаркинга.
  • Третий блок – наблюдение – определение ключевых факторов успеха и документирование процессов «партнера».
  • Четвертый – анализ. Это идентификация «зазоров» и поиск их конкретных причин.
  • Наконец, пятая составляющая – адаптация. Это выбор наилучших практик, приспособление к условиям конкретного региона/медорганизации, внедрение.

Фото предоставлены компанией СП.АРМ

Сила ускорения

Особенно острую необходимость форсировать цифровизацию здравоохранения показала начавшаяся в 2020 году пандемия коронавируса. Опытом использования МИС в клинической практике «ковидного» госпиталя поделился ассистент кафедры госпитальной терапии, врач стационарного отделения скорой медицинской помощи НИИ хирургии и неотложной медицины ПСПбГМУ им. И.П. Павлова к.м.н Василий Белаш.

Внедрение системы сопровождалось большим количеством вопросов, иногда казалось, что она усложняет, а не облегчает работу специалистов, отметил спикер. Но при работе в условиях пандемии стало очевидно, что МИС работает не против, а за врачей, и «процесс пошел уже снизу вверх», добавил Василий Белаш. Система позволила перестроить работу госпиталя в короткие сроки. В частности была реорганизована работа приемного покоя. Из места, где врач должен встретить пациента, он превратился в сортировочную станцию. Была создана система оценки тяжести состояния пациентов с COVID-19. Применение технологии позволило пяти большим научным группам пользоваться единой базой, появилась возможность не только проанализировать компьютерную томографию, но и всю историю болезни пациента.

«Ковид» ускорил и информационное взаимодействие с регуляторными органами. С началом пандемии, в случае выявленного положительного теста, отчетность направлялась в лабораторию Росздравнадзора в бумажном виде, напомнил помощник директора по медицинским информационным технологиям ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова» (ВЦЭРМ) МЧС России к.м.н. Михаил Бахтин. Бумажный ответ приходилось ждать 10 дней, а иногда он и вовсе не приходил. В мае проблема начала решаться, и к июню была разработана форма электронного направления в рамках регионального регистра. «Подтверждающий ответ стал приходить уже в течение суток, и мы не потеряли ни одного ответа, ‒ подчеркнул он. ‒ Десятикратное ускорение обмена информацией в условиях «ковида» оказалось бесценно».

Очень кстати пришелся и Приказ МЗ РФ № 947н от 07.09.2020 «Об утверждении Порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов». Документ вступил в силу с 1 февраля 2021 года. «Электронный документ и раньше обладал одинаковой силой с бумажным, ‒ прокомментировал эксперт. ‒ Но любой врач скажет, что на практике это не так, в реальности от бумажной истории нельзя было отказаться».

Сегодня медицинская информационная система ‒ это больше, чем просто хранилище информации и коммуникационная среда, резюмировал Михаил Бахтин. Это инструмент управления качеством лечебного процесса, обеспечения безопасности пациента, минимизации издержек и потерь ЛПУ.

Материал партнера: СП.АРМ

Компании
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.