Эксперты исключили возможность манипуляций статистикой смертей от COVID-19
Статистика смертей от новой коронавирусной инфекции в России не может занижаться, так как при кодировании летальных исходов используются методические рекомендации ВОЗ. Все летальные исходы, в том числе от COVID-19, кодируются в соответствии с Международной классификацией болезней десятого пересмотра (МКБ-10), а она дает предельно четкие алгоритмы на этот счет.
Когда вирус — не причина
В МКБ-10 даны ясные указания, как описывать причину смерти, рассказала «МВ» заместитель директора по научной и проектной деятельности Института лидерства и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Екатерина Какорина, которая ранее возглавляла Департамент мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения Минздрава России. При этом, по ее словам, ряд пациентов с подверженным коронавирусом, имевших при этом другие острые состояния (инсульт, инфаркт, злокачественные новообразования IV степени, травмы, послужившей основной причиной обращения за медицинской помощью) не будут отражены в статистике летальности как умершие от COVID-19. В этом случае в качестве причины смерти будет указано основное заболевание. Но в «Медицинском свидетельстве о смерти» COVID-19 обязательно должен быть указан.
Окончательные показатели летальности и заболеваемости коронавирусной инфекцией станут ясны, когда будут представлены данные за полный год, подчеркнула Какорина. «Смертность рассчитывают на 100 тыс. населения. Предварительно мы считали эти показатели, и могу сказать что они действительно невысокие, по сравнению с другими странами», – сказала она.
Ранее в российской статистике по COVID-19 усомнились Financial Times (FT) и New York Times (NYT). МИД России потребовало от этих изданий опровергнуть информацию о том, что реальное число жертв коронавируса в стране может превышать официальные данные на 70%.
«Согласно МКБ-10, первоначальная причина смерти – это болезнь (травма), вызвавшая цепь болезненных процессов, непосредственно приведших к смерти. То есть, если в стационар поступает больной с острым инфарктом миокарда при наличии коронавируса с незначительными поражениями в легких, в качестве основной причины смерти будет указан инфаркт миокарда», – пояснила Какорина. Коронавирус в таком случае будет указан в медицинском свидетельстве, учтен в статистической отчетности, но не в качестве основной причины смерти.
То же касается онкологических диагнозов и всех других заболеваний и травм. «Ничего не меняется ни у нас, ни в мире. Единственное новшество в методических рекомендациях ВОЗ – при кодировании причин смерти коронавирусных больных использовать специальный код U07.1 из класса используемых при чрезвычайных ситуациях. Но все правила по выбору первоначальной причины смерти не меняются», – уточнила эксперт.
Источник разночтений
По ее словам, иногда родственникам выдается свидетельство о смерти с предварительным диагнозом. А потом медицинское свидетельство заполняется вновь, и причина смерти меняется на окончательную. Информационная система Росстата убирает эти дублирующие случаи. При использовании данных ЗАГС нет гарантии, что «дубли» удалены, что может быть причиной увеличения показателя смертности при отсутствии ее фактического роста.
По данным сайта «Стоп.коронавирус.рф», по состоянию на 14 мая коронавирусная инфекция была выявлена у более 252 тыс. россиян. Умерли 2212 человек, то есть летальность ниже 1%. Данный показатель в разы ниже, чем в других странах с сопоставимым числом заражений, таких как Италия, Испания, Великобритания, Германия. По официальным данным, соотношение смертей к числу инфицированных лучше, чем в России, только в ряде стран Персидского залива, Белоруссии, а также малых и островных государствах, таких как Исландия. |
Комментировавшие тему ранее эксперты называли причиной этого различия в методах сбора информации и разные периоды погружения стран в эпидемию, однако предостерегли от поспешных оценок, поскольку Россия, возможно, еще не достигла эпидемического пика.
Какорина называет причины низкой летальности в период эпидемии в России — хорошая подготовка, высокий уровень самоизоляции, отмена массовых мероприятий и большой запас времени до начала пика эпидемического процесса. «Хотя изначально были сомнения в реальности угрозы, Москва сделала все, чтобы нивелировать эту вспышку. Но есть субъекты РФ, где показатель летальности достаточно высок: Удмуртия, Адыгея, Ингушетия, Псковская область. Там система здравоохранения в полной мере была не готова к коронавирусу», — считает эксперт.
Директор Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ) Минздрава академик Владимир Стародубов возмущен публикациями в СМИ, обвинившими Россию в подтасовке статистики. «На сайте Всемирной организации здравоохранения есть рекомендации по постановке патолого-анатомических диагнозов и формированию статистики, в том числе по коронавирусу. На основании этих положений в России были выработаны свои рекомендации, которые соответствуют общемировым», – подчеркнул он.
При этом Стародубов допускает рост смертности во время пандемии, которую может вызвать затруднившийся доступ к плановой медицинской помощи.
Ранее ЦНИИОИЗ в докладе о влиянии COVID-19 на ситуацию в российском здравоохранении отрицал, что число заразившихся коронавирусом может быть занижено из-за низкой достоверности тестов и недостаточного их количества. «Число обследованных в России одно из самых высоких в мире, а данные о заболеваемости и смертности различаются в десятки раз. Элементарные расчеты показывают, что занижение числа заболевших неизбежно должно привести к высоким показателям летальности. В России это значение держится на уровне примерно 1%», – подтверждают эксперты.
Нет комментариев
Комментариев: 0