Как организовать обучение младшего медперсонала по новому профстандарту

22.02.2018
00:00
«В связи с вступлением в силу с 1 июля 2016 г. поправок в Трудовой кодекс РФ, регламентирующих порядок применения работодателями профессиональных стандартов, для медорганизаций стало обязательным применение профстандарта по младшим медработникам (приказ Минтруда РФ от 12.01.2016 г. № 2н). В государственном бюджетном психиатрическом учреждении численность младшего медперсонала – 428 человек; они должны иметь документы об образовании в соответствии с требованиями данного профстандарта. В составе расчетно-нормативных затрат на финансовое обеспечение выполнения государственного задания не предусмотрены средства на обучение медработников, в том числе младшего медперсонала. Целевые субсидии на эти цели выдаются для средних медицинских работников, врачей, специалистов и служащих. Средства от приносящей доход деятельности в учреждении незначительные и не могут покрыть расходы на обучение всего младшего медперсонала.

Должно ли медучреждение обучать сотрудников или это обязанность самого работника? Существует ли какой-либо официальный документ на этот счет? Можно ли принимать на вакантные должности младшего медицинского персонала работников, не имеющих документа о прохождении профессионального обучения, с тем чтобы обучить его впоследствии?»

Отвечает эксперт службы правового консалтинга компании «Гарант» Надежда Верхова:

– В приведенной ситуации работодатель вправе руководствоваться требованиями как профстандарта, так и квалификационного справочника, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. № 541н. Поэтому, если образование работников соответствует требованиям справочника, дополнительно проводить обучение не нужно.

Законодательством не предусмотрена обязанность работодателя оплачивать обучение уже принятых работников, квалификация которых не соответствует требованиям профстандартов. Такие работники должны обучаться на условиях и в порядке, определяемых коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Обоснование вывода:

1. В соответствии с ч. 2 ст. 195.1 Трудового кодекса РФ профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Согласно ст. 57 ТК РФ, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Как видно, указанная норма ст. 57 ТК РФ предполагает наличие у работодателя права выбора того, какой именно из поименованных в данной норме документов применять в случае включения одной и той же должности как в квалификационный справочник, так и в профессиональный стандарт (п. 5 информации Министерства труда и социальной защиты РФ по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Минтруда от 04.04.2016 г. 14-0/10/В-2253, письмом Минтруда от 06.07.2016 г. №14-2/ООГ-6465, письмо Минобрнауки от 12.02.2016 г. № 09-ПГ-МОН-814, письмо Минэкономразвития от 17.10.2013 г. 22405-ОФ/Д26и «По проектам приказов Минтруда России», ответ с портала «Онлайнинспекция.РФ»).

Так как медработникам предоставляются компенсации (например, сокращенное рабочее время) и льготы, а занятие медицинской деятельностью связано с определенными ограничениями (необходимость наличия сертификата специалиста и др.), квалификационные требования к должностям этих работников должны соответствовать требованиям, указанным в квалификационных справочниках или в профессиональных стандартах (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 г. № 541н был утвержден раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». В соответствии с ним установлены следующие квалификационные требования к должностям младшего медицинского персонала:

- «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» должна иметь начальное профессиональное образование по специальности «Сестринское дело» без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование, дополнительную подготовку по направлению профессиональной деятельности без предъявления требований к стажу работы;

- «Санитарка» – среднее (полное) общее образование без предъявления требований к стажу работы;

- «Сестра-хозяйка» – среднее (полное) общее образование и дополнительную подготовку по направлению профессиональной деятельности без предъявления требований к стажу работы.

Также приказом Минтруда РФ от 12.01.2016 г. № 2н утвержден профессиональный стандарт «Младший медицинский персонал», в соответствии с п.3.1, п.3.2 которого предъявляются следующие требования:

- «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» должна иметь среднее общее образование и профессиональное обучение по должности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»; среднее профобразование по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» – образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) по должности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»;

- «Санитар» – среднее общее образование, профессиональное обучение по должности «Санитар».

Профессиональный стандарт «Сестра-хозяйка» не принят.

Таким образом, в приведенной ситуации работодатель при установлении квалификационных требований к должностям младшего медицинского персонала вправе руководствоваться требованиями квалификационного справочника.

Отметим, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 г. № 584 профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных ТК РФ, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, применяются в том числе государственными и муниципальными учреждениями поэтапно на основе планов, утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников, по организации применения профессиональных стандартов. Реализация мероприятий данных планов должна быть завершена не позднее 1 января 2020 г. (см. также Информационное письмо Общероссийского профсоюза образования от 10.03.2017 г. № 122 «Об актуальных вопросах применения профессиональных стандартов»).

Однако постановление № 584 не предусматривает для госучреждений никаких дополнительных случаев применения профстандартов по сравнению со ст. 195.3 ТК РФ. Данный нормативный акт лишь устанавливает необходимость осуществления данной категорией работодателей мероприятий, направленных на обеспечение соответствия работников требованиям профстандартов, в тех случаях, когда они в соответствии с законодательством обязательны к применению в части требований к квалификации работников. Не исключает данное постановление и права выбора учреждениями применения по одноименным должностям требований профстандартов или квалификационных справочников, установленного ч. 2 ст. 57 ТК РФ.

Поэтому, на наш взгляд, несмотря на введение профстандарта «Младший медицинский персонал», устанавливающего иные требования к должностям младшего медицинского персонала, нежели установленные квалификационным справочником, государственное учреждение вправе руководствоваться квалификационным справочником, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. № 541н.

2. Необходимость подготовки работников (профобразование и профобучение) и дополнительного профобразования для собственных нужд определяет работодатель. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профобразование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (ч.1 и 4 ст. 196 ТК РФ).

Ни Трудовым кодексом РФ, ни другими нормативно-правовыми актами не предусмотрено обязанности работодателя оплачивать обучение уже принятых работников, квалификация которых не соответствует требованиям профстандартов. Соответственно, такие работники обучаются на условиях и в порядке, определяемых коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч.2 ст.196 ТК РФ, п.11 письма Минтруда РФ от 04.04.2016 г. № 14-0/10/В-2253, ответ Роструда с портала «Онлайнинспекция.РФ»).

Справедливости ради отметим, что представители Роструда высказывают по данному вопросу также мнение, что повышение квалификации в таком случае должно осуществляться за счет работодателя (ответ 1, 2, 3, 4 с портала «Онлайнинспекция.РФ»).

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.