Как писать научные статьи

09.11.2015
00:00
Одна из самых частых проблем, с которой сталкиваются молодые российские ученые, — как заинтересовать известные научные издания своими публикациями? Чтобы обучить сегодняшних студентов готовить статьи в соответствии с международными стандартами, фармацевтическая компания «Такеда» запустила образовательный проект «Российским исследованиям — международное признание», в рамках которого состоялась лекция американского профессора Стенли ЭДЛАВИЧА из Университета штата Миссури.

Предлагаем вниманию читателей основные ее положения.

Существует только два способа донести до сообщества ученых и врачей информацию о вашей научной работе — участие в конференциях или публикации в научных журналах.

Если вы хотите добиться карьерного роста, пройти путь от ассистента до доцента, а потом стать профессором, вам необходимо публиковаться в уважаемых научных изданиях. Это нужно и тем, кто хочет получить грант на продолжение научных исследований. Эксперты, выдающие гранты, первым делом смотрят, есть ли у претендента какие-либо публикации по заявленной им тематике.

Как же появляются научные публикации, основанные на проведенных исследованиях?

Выбор журнала

Необходимо не только написать статью, но и правильно выбрать журнал для публикации, соответствующий вашей специализации.

Существуют журналы с закрытым доступом в интернете. Таких примерно 2600 в базе данных медицинских и биологических публикаций PabMed/Medline национальной медицинской библиотеки США.

Просматривая статистику, я обнаружил около 7 тысяч научных журналов в открытом доступе. Ключевым фактором для выбора места публикации сегодня является индекс цитируемости. Наиболее значимые журналы для вашей публикации поможет выбрать сайт журнала Journal Citation Reports (www.jcrweb.com), где приводится рейтинг по индексу цитируемости. Имейте в виду, что большинство интернет-журналов с открытым доступом, которых появилось множество, берут с авторов деньги за размещение статей. Так они покрывают расходы на свое содержание.

Редакции как электронных, так и печатных журналов тщательно анализируют поступающие к ним материалы. Поэтому в вашей статье должно содержаться что-то по-настоящему значимое, чтобы ее напечатали. Это вовсе не значит, что вы должны заранее опускать руки, однако желательно трезво оценивать свои возможности, чтобы потом не разочаровываться, коль журнал отвергнет ваш труд.

Как привлечь к себе внимание редакции

Для того чтобы опубликовать статью, не обязательно быть хорошим писателем. Прежде всего важны значительные достижения в исследуемых областях. Применение новых методик, открытия, имеющие практическое значение, изменение подхода к проблеме, новые области исследования — это те вещи, которые могут привлечь внимание редактора.

Для начала определите, какова ваша аудитория. Ведь можно совершенно по-разному передать содержание своего материала. Для клиницистов — в одном ключе, а для исследователей и руководителей сферы здравоохранения — в другом.

Независимо от того, пишите ли вы статью на русском или любом другом языке, вы должны добиться ясности изложения. Это одно из первых правил написания статьи. Если ваша мысль неясна, если кто-то прочитает, но не сможет понять написанное, ваш материал не будет опубликован.

Есть много хороших видеолекций на видеохостинге YouTube, которые могут научить вас умению писать статьи. Могу порекомендовать также отличный бесплатный видеокурс о том, как писать статьи на английском языке на сайте Стенфордского университета.

Добиться ясности изложения помогут следующие правила:

  • используйте короткие предложения, чтобы читатель не потерял мысль;
  • делайте короткие абзацы в 3—5 строчек;
  • не соединяйте разные мысли в один абзац;
  • проанализируйте свое предложение и посмотрите, какие слова в нем являются обязательными. Если вы поймете, что предложение сложное, уберите лишние слова и посмотрите, сохранило ли оно заложенный вами смысл;
  • не употребляйте сленга, жаргона, выражений, которые не смогут понять люди из других стран;
  • при использовании аббревиатуры не забывайте раскрыть ее содержание: рядом с сокращаемым названием при первом упоминании в тексте дается в скобках аббревиатура;
  • вычеркивайте по всему тексту все общие слова: «очень», «немного», «на самом деле», а также слова, которые мало о чем говорят. Уберите фразы, типа: «нам кажется, что..», «я думаю…» и т.д.

Прочитайте статью вслух самому себе или запишите ее на диктофон и прослушайте. И если вам кажется, что текст звучит не очень хорошо, то и те, кто прочтут статью, воспримут ее неважно. Попросите своих знакомых, коллег, которым вы доверяете, прочитать вашу статью, и высказать критические замечания. Это даст возможность получить честное мнение о вашем труде. Никогда не отправляйте статью в редакцию, если считаете, что ваш научный подход недостаточно проработан.

Большинство современных медицинских журналов публикуется на английском языке. Для людей, владеющих им не в полной мере, это может стать проблемой. Прежде чем отправить статью в журнал, узнайте, будут ли его сотрудники помогать вам с ее финальным редактированием. Есть журналы, где готовы серьезно отредактировать статью, если она достойна публикации. Однако чаще всего редакторы согласны сделать небольшую корректировку английского, но переписывать статью не будут. Они возвращают материал автору и настойчиво рекомендуют найти носителя языка, коллегу, а также могут предложить адреса профессиональных фирм, которые занимаются редактированием статей. Есть и другой путь: можно на начальном этапе исследования привлечь в авторский коллектив иностранного партнера, который поможет грамотно изложить мысли.

И еще — в большинстве текстовых редакторов есть проверка правописания. Но почему-то многие авторы не используют эту функцию. Дайте компьютеру проверить ошибки перед тем, как отсылать статью.

Стандарты публикаций в медицинских научных журналах

Прежде чем писать для какого-то журнала, вы должны посмотреть статьи, которые в нем опубликованы, чтобы определить индивидуальный стиль журнала, узнать, какие требования предъявляет редакция. Например, в «Бритиш медикал джорнал» принято писать от первого лица: «мы провели исследование…», другие используют неопределенно-личные предложения: «исследование было сделано».

Кроме того, большинство изданий выдвигают определенные требования для предоставляемых к публикации материалов: размер шрифта, интервалы между строчками, количество страниц и т.д.

Но если вы хотите немного отступить от этих правил, например превысили объем статьи, то можете при отправке сопроводить ее письмом редактору. Содержание письма может быть таким: «Уважаемый редактор! Мы провели исследование и думаем, что получили значительные результаты, которые будут интересны вашим читателям. Мы знаем, что статья в вашем журнале должна состоять из 15 страниц, но превысили этот лимит и написали 18. Однако надеемся, что вы сможете рассмотреть нашу работу в связи со значимостью исследования». В большинстве случаев редактор идет навстречу автору, если считает, что статья действительно интересная, и отправляет ее дальше на рецензирование. Если же вы не приложили такого письма, сотрудник, ведущий прием материалов, может формально отклонить ее как не отвечающую установленным требованиям.

И еще один важный момент: если вы в своей статье основываетесь на чьих-то идеях, которые помогли вам добиться результатов, сделайте ссылку на них. Иногда авторы используют чужие мысли и целыми абзацами вставляют их в свои статьи. Это называется плагиатом. И если кто-то из ученых заметит, что вы занимаетесь плагиатом, то вы надолго утратите доверие, и неважно, насколько хорошим в вашей статье будет все остальное.

Структура статьи

Прежде чем сесть за написание статьи, надо набросать ее план. У вас должно быть введение, разделы «Методы», «Результаты» и «Обсуждение». Это ключевые части вашего материала.

Введение излагает основную концепцию: что вы исследовали и почему вы это изучали, что было основой для вас, что уже сделано.

Раздел «Методы» — о том, что вы делали и как вы это делали: цифры, сведения и итоги.

Раздел «Результаты» представляет полученные данные.

В разделе «Обсуждение» указывается, что же действительно важное вы обнаружили в ходе исследования.

От плана — к делу

Итак, вы написали план статьи. Что делать дальше? Легче всего начать написание статьи с раздела «Методы»: относительно него не нужно долго размышлять. Вы же знаете, что сделали и какие методы использовали в исследовании.

Следующая по легкости написания часть — «Результаты», то есть то, что вы обнаружили в итоге исследования.

Некоторые ученые начинают писать статью с обзора литературы, потом приступают к разделу «Обсуждение», в котором рассматривается все, что было сделано ранее в этой сфере, и только потом пишут заключение. Когда вы закончили с этими частями, вы можете написать резюме статьи, которое поможет привлечь внимание читателей к вашему труду. Затем делают четкие обозначения графикам и таблицам и пояснения для них. Впрочем, здесь нет каких-то жестких правил, надо исходить из каждой конкретной ситуации.

Введение. В этой части, открывающей статью, вам необходимо написать, о чем ваше исследование и о том, какие исследования уже проводились в этой сфере. В конце введения вы должны дать читателю краткое описание структуры вашего материала, то есть в нескольких словах проинформировать читателя о том, что ждет его дальше.

Раздел «Методы». Из этого раздела читатель должен понять, какие технологии вы применяли в своих научных опытах или исследовании. Например, если вы обследовали пациента при определенных условиях, необходимо дать информацию о том, какие методы были использованы, чтобы установить диагноз. И если кто-то захочет повторить исследование, он будет знать, как вы это сделали.

Раздел «Результаты». В нем вы описываете свою работу, представляете то, что вам удалось выяснить в ходе нее. Вы можете добавить что-то существенное, сослаться на какой-то источник, но в этом разделе не начинайте обсуждение этого материала. Оставьте все доводы и объяснения для раздела «Обсуждения».

Используйте в статье графики и таблицы, потому что люди лучше воспринимают визуальную информацию. Наглядные результаты более понятны. Таблицы или графики необходимо сопроводить «легендой», или описанием того, что читатель на них увидит. Эти пояснения позволят понять данные в том случае, если визуальную информацию будут использовать отдельно от статьи.

Нет никакой необходимости рядом с таблицей или графиком писать о методах или ссылаться на какой-то источник. Достаточно дать краткие пояснения под графиком. Например, «Мужчины от 15 до 40 лет. Динамика заболеваемости по годам». То есть представить лишь то, что необходимо для понимания и интерпретации результатов исследования.

Многие читатели смотрят сначала только на резюме, на таблицы и графики. Если это их заинтересовало, они уже могут прочесть всю статью. Поэтому отдельные части статьи должны быть интересны сами по себе, чтобы читатель нашел в них для себя что-то новое и не прошел мимо вашей работы.

Раздел «Обсуждение». Эта часть статьи самая сложная для написания. В ней вы пишете о том, что выяснили и как можно интерпретировать ваши данные, что они означают. В частности, сюда входит обзор других исследований по теме вашей научной работы, а также рассказ о том, что направляло вас в вашей работе.

Предположим, вы выяснили что-то новое, что идет вразрез с теми исследованиями, которые уже были опубликованы. Ваша первая обязанность — убедить читателя в правильности ваших научных фактов и корректности подходов, представить четкую доказательную базу, логику вашей исследовательской работы.

Если у вас были какие-то ограничения при проведении исследования, вы должны сообщить об этом читателю в этом разделе. Например, ваше исследование опирается не на репрезентативную выборку, как это принято для большинства исследований сегодня, а вы просто работали с группой добровольцев и не можете ручаться, что они адекватно представляют все население. Ученый должен быть честным перед читателем и самим собой.

Заключение. В нем вы сообщаете людям о том, в чем состоит новизна вашей работы, что важного вы выяснили в ходе вашей научной работы, чем ваше открытие отличается от остальных.

Некоторые люди склонны преувеличивать свои научные открытия и утверждают, что их исследование едва ли не перевернуло мир. Не пытайтесь следовать их примеру. Отсутствие скромности может пойти вам во вред. В большинстве случаев мы делаем в науке поступательные шаги. И такие шаги важны, потому что они — основа для дальнейших знаний и подходов, совершенствования врачебной практики и развития медицины, продвижения в фундаментальных науках. Однако если вы считаете, что вам удалось открыть что-то принципиально новое, скажите об этом.

Список литературы и ссылки. Ваш обзор литературы должен быть всеохватывающим, но это не самоцель. Это должен быть обзор источников, который связан с тем, что вы исследуете. Вы можете прочитать 40—50 статей, но сделать ссылки только на 20 из них. Список литературы по теме должен быть напрямую связан с темой вашего исследования.

Перед тем как отправлять статью, даже если вы ее полностью закончили и несколько раз проверили, необходимо убедиться, что за последнее время никто не опубликовал какую-нибудь очень важную статью, которая поддерживает или отвергает то, что вы хотите сообщить. Проверьте на этот счет научные издания, чтобы ваш обзор литературы был актуален на момент, когда вы решили опубликовать статью. Это сделает вашу статью более весомой, а заключение — более достоверным.

Еще одна задача, которую необходимо выполнить, — дать в тексте ссылки на публикации по теме вашего исследования, которые вы цитируете или упоминаете в вашей статье. Вы должны подробно проинформировать читателя, на какие источники вы опирались. При желании читатель может найти заинтересовавшую его литературу и проследить по этим статьям ваш путь исследования и его логику.

Для организации ссылок я советую использовать программу N-note, которая автоматически создает последовательность ссылок. То есть вам не придется делать это в ручном режиме. Что касается оформления ссылок, некоторые журналы требуют, чтобы они были организованы по порядку упоминания в статье, другие предпочитают, чтобы вы вставляли имя автора и год публикации в текст, а саму статью приводили в списке литературы в конце материала. Некоторые требуют, чтобы ссылки были пронумерованы по порядку. Такие программы, как N-note, могут перестроить систему ссылок от одних требований к другим.

Старайтесь ссылаться на статьи, которые опубликованы в журналах с высоким индексом цитирования. Сейчас по всему миру существует до 9—10 тысяч медицинских изданий, и следование этому правилу очень важно, поскольку оно помогает найти наиболее авторитетные источники и наиболее значимые достижения в исследуемой вами области.

Резюме и заголовок. Итак, у вас есть готовая статья и вам необходимо ее прорекламировать. Это можно сделать двумя путями:

  1. выделить ключевые слова и обозначить их в резюме статьи;
  2. придумать запоминающийся заголовок для статьи, чтобы побудить читателя прочитать ее целиком.

Печально, когда люди проделывают огромную работу по написанию статьи и дают ей заурядный заголовок, не вызывающий никакого интереса.

Большинство людей читают в первую очередь именно резюме. Резюме — самостоятельная часть статьи, из которого должна быть понятна основная ее мысль. В этом разделе вы суммируете проделанную работу, излагаете самую ее суть, чтобы читатели смогли в общих чертах узнать, о чем ваше исследование. Может быть, после прочтения резюме они захотят узнать больше. Резюме — это своеобразная реклама вашей научной работы.

Прежде чем писать резюме, прочтите несколько образцов, опубликованных в журнале, куда вы наметили послать вашу статью.

Резюме должно четко отражать содержание статьи. Формат резюме должен быть таким же, как и формат статьи: введение, методы, результаты, заключение. Используйте ключевые слова в написании резюме. Они, так же как и заголовок статьи, должны быть такими, чтобы интересующийся человек мог легко отыскать их в поисковых системах.

Если вы убеждены, что качество вашей статьи и проведенного вами исследования соответствует уровню выбранного вами журнала, вы можете направить туда свой материал на рассмотрение, особенно если вам удалось получить четкие и важные результаты исследования.

Иногда ваши исследования лишь подтверждают то, что уже сообщили другие. Имейте в виду, что в этом случае научные журналы первого класса вряд ли захотят публиковать ее, поскольку в ней не будет ничего нового. Посылая статью в журнал, обязательно сопроводите ее письмом к редактору и объясните, почему ваша статья важна. Это поможет создать у сотрудников журнала благоприятное впечатление о вас.

Тезисы к докладу

Участие в научных симпозиумах дает возможность показать себя и поговорить о своей работе, также встретиться со своими коллегами не только из России, но и из других стран мира. Это поможет расширить связи в сфере вашей деятельности и улучшить ее эффективность.

Если вы хотите сделать презентацию или доклад на научной конференции в вашей области знания, к этому процессу вы должны подходить так же, как и к написанию резюме к вашей статье. Ваши тезисы должны быть четкими, краткими и логичными. Вы не можете включать в тезисы обзор литературы, допускается включить ссылку на самое важное исследование в вашей области, но не делать обзор других источников. Помните о том, что заголовок и то, как вы напишете заключение, должны привлечь внимание людей.

Как быть в ситуации, когда тезисы на конференции надо отправлять за полгода до конференции, а ваше исследование продолжается? В большинстве случаев вы можете сообщить о предварительных результатах или о том, что должно привлечь интерес организаторов симпозиума.

В настоящий момент образовательный проект компании «Такеда» «Российским исследованиям — международное признание» продолжается. Своим опытом в области подготовки статей к публикации в крупных зарубежных научных изданиях делится научный сотрудник Центра оценки технологий в здравоохранении Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Георгий Хачатрян. В прошлом месяце лекции были прочитаны в Пермском ГМУ им. академика А.К. Вагнера и Воронежском ГМУ им. Н.Н. Бурденко. До конца текущего года планируется проведение еще двух лекций. Подробную информацию о месте и времени проведения лекций можно получить на сайте zkm.takeda.com.

В мае 2013 года, в соответствии с положениями Указа № 599 Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», стартовала программа «5—100», согласно которой российским вузам выделают дополнительное финансирование для вхождения в ТОР-100 вузов в мировых рейтингах. Одним из важнейших показателей, учитывающихся при составлении подобных рейтингов, является количество научных работ профессорско-преподавательского состава вуза. Однако для этого недостаточно публиковаться в кафедральных сборниках, научные работы должны быть опубликованы в уважаемых научных журналах с высоким уровнем цитируемости.

Партнер рубрики — компания «Такеда Россия», организатор всероссийской стипендиальной программы «TAKEDA — Золотые кадры медицины».

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.