Как симуляционные центры помогают врачам в период пандемии

06.07.2020
18:37
Симуляционное обучение в период пандемии оказало существенное влияние на эффективность помощи пациентам в критических ситуациях. В рамках круглого стола «Роль симуляционного обучения в период пандемии», организованного Фондом Международного медицинского кластера, Федеральным научно-практическим центром подготовки и непрерывного профессионального развития управленческих кадров здравоохранения и Общероссийской общественной организацией «Росомед», российские и иностранные эксперты обсудили, насколько полезным может быть симуляционное обучение в рамках подготовки специалистов для борьбы с пандемией.

Один из ведущих экспертов в области создания и развития медицинских симуляционных центров в США и операционный управляющий Симуляционного центра JohnsHopkinsMedicine Адам Додсон отметил, что в сегодняшней ситуации особенно важно делиться опытом, чтобы оперативно, безопасно и максимально эффективно выстраивать свою работу.

Университет Джонса Хопкинса располагает не только симуляционным центром, но и полноценным симуляционным госпиталем, включающим все необходимые составляющие для работы реального учреждения: посты медицинских сестер, операционные, палаты интенсивной терапии, педиатрическое отделение, отделение травматологии и другие. Для отработки необходимых навыков в центре представлено 280 индивидуальных курсов, 44 манекена-робота и 1 500 тренировочных установок.

В условиях пандемии занятия стали проводиться не только очно, но и онлайн. Для сохранения эффективности обучения преподаватели давали информацию ограниченными дозами и задавали студентам больше вопросов, чтобы быть уверенными в усвоении материала, использовали удобные, максимально простые инструменты для проведения занятий. Акцент делался на интерактивность и вовлечение студентов в обсуждение. При этом эксперт отметил, что время усвоения материала из-за невозможности наглядно показать то или иное действие увеличилось практически в два раза.

Очное обучение также претерпело изменения: для сохранения безопасной социальной дистанции количество участников в группе было сокращено в два раза. Для безопасности учащихся была организована дезинфекция пространства после каждого занятия, часть шкафчиков для вещей студентов была отгорожена, чтобы увеличить дистанцию между посетителями, а пространство в симуляционных комнатах было размечено для соблюдения социальной дистанции.

В очном формате активно оттачивались навыки проведения сердечно-легочной реанимации, работа с трудными дыхательными путями в экстренной ситуации, а также ЭКМО, в том числе на младенцах. Для максимальной приближенностик реальной ситуации в некоторых сценариях подключены и актеры: к примеру, для тренировки медсестер, оказывающих помощь коронавирусным больным на дому, в том числе и детям, в работу включается актриса, изображающая мать ребенка.

Кроме работы над сценариями, связанными с COVID-19, сейчас активно идет отработка навыков по оказанию помощи при травмах – по словам эксперта, в сегодняшней ситуации в США с обострившейся проблемой расовой дискриминации эти навыки оказались очень востребованными.

Переходя от американского опыта, председатель президиума правления «Росомеда», директор ЕвроМедСима (Европейский институт симуляционного обучения в медицине, Германия) Максим Горшков рассказал о применении симуляционных методик в борьбе с коронавирусными инфекциями в Европе.

COVID-19 застал все системы здравоохранения врасплох – потребовалось совершенно иное количество и другая специализация медперсонала, изменилась логистика поставок расходных материалов и СИЗ, было необходимо перепрофилирование коек. Эти изменения произошли буквально в течение нескольких недель и потребовали, в частности, инновационных подходов в обучении медперсонала.

Особое внимание в этой ситуации привлекло симуляционное обучение за счет таких преимуществ, как обучение без риска для пациентов, преподавателей и обучаемых, обучение в удобное время вне зависимости от наличия пациента, имитация редких, экстренных состояний, контролируемая и воспроизводимая среда, а также объективность и надежность оценки. Кроме этого, симуляционные методики уже зарекомендовали себя во время вспышек Эболы, SARS и MERS.

В сегодняшней ситуации наиболее востребованы занятия по отработке алгоритмов надевания и снятия СИЗ, взятия мазка из носоглотки, диагностике COVID-19, лечению вирусной пневмонии и иных состояний при коронавирусной инфекции, усвоению особенностей респираторной поддержки и проведению ЭКМО.

Кроме этого, симуляционные методики позволяют не только отрабатывать определенные навыки, но и оттачивать работу на незнакомых моделях оборудования, совершать пробный запуск вновь созданного отделения, проверять эффективность внутрибольничной сортировки, а также практиковать сообщение плохих новостей родственникам.

Эксперт подчеркнул, что в период пандемии медицинские симуляционные методики являются неотъемлемой частью обучения и совершенствования клинических процессов. Но при проведении подобных занятий важно правильно отбирать используемую информацию с учетом того, что в период пандемии появляется огромное количество новых данных: так, за три месяца было опубликовано более 20 тысяч научных статей, методических и клинических рекомендаций. И в этом объеме важно вычленить максимально полезные данные, которые помогут медперсоналу эффективно бороться с вирусом.

Такой подход к новым данным поддержал и заведующий Учебно-аккредитационным медицинским симуляционным центром Боткинской больницы, действительный член Европейского симуляционного общества (SESAM) Юрий Логвинов. По словам эксперта, все новые подтвержденные данные сразу внедрялись в работу Центра, чтобы сделать симуляционное обучение наиболее приближенным к реальным случаям. Более того, понимая необходимость максимально распространять качественные исследования и рекомендации по всем звеньям системы здравоохранения, Боткинская больница организовала рассылку медработникам по всей России, аккумулируя информацию и рекомендации от российских и иностранных коллег.

Обучение по борьбе с коронавирусной инфекцией включало курсы по особенностям диагностики, лечения и профилактики COVID-19, организации безопасной работы при контакте с зараженными пациентами, инвазивной и неинвазивной искусственной вентиляции легких, а также курс повышения квалификации под руководством Дениса Проценко «Особенности ИВЛ у пациентов с вирусной пневмонией». С 16 апреля по 19 июня было 25 882 просмотра вебинаров, связанных с COVID-19, проведено 203 курса, а обучение прошли более 2 000 специалистов – и эти данные особенно наглядно показывают, насколько необходимо и полезно симуляционное обучение в сложившейся ситуации.

Яркий пример востребованности симуляционного обучения в период пандемии привела начальник отдела развития образовательных проектов Фонда ММК Марина Казанфарова. Команда Фонда ММК всего за неделю до открытия МКЦИБ «Вороновское» организовала выездной симуляционный центр с целью обеспечить непрерывное профессиональное образование медперсонала больницы на высокотехнологичном симуляционном оборудовании в условиях повышенной инфекционной опасности. Учитывая, что география персонала была весьма обширна, требовалось в первую очередь привести к единому пониманию подходы к проведению процедур и работу с оборудованием.

Для создания симуляционного центра была выбрана локализация вне лечебных корпусов, чтобы обеспечить безопасность обучающихся. В рамках реализации проекта было выделено два помещения: аудиторный класс с возможностью проведения трансляции, очных занятий и мастер-классов и симуляционный центр с современными симуляторами «Эйдос-Медицина», способными имитировать различные патологические состояния.Обучение также проводилось в лечебных корпусах до их заполнения пациентами – это позволило сотрудникам познакомиться с медицинским оборудованием, провести симуляцию возможных сценариев в работе и отработать навыки быстрого реагирования и организации процесса оказания медицинской помощи.Кроме отработки навыков на симуляционном оборудовании, специалисты имели возможность усилить свою экспертизу благодаря онлайн-мероприятиям с ключевыми экспертами из разных стран, мастер-классам по отработке таких тем, как трудные дыхательные пути, сердечно-легочная реанимация, и другие.

Особое внимание также было уделено подготовке тренеров симуляционного центра, созданию и согласованию программы обучения. Налаженная коммуникация с медицинским персоналом и понимание их потребностей позволило организовать занятия по наиболее востребованным темам. Так, были проведены занятия по организации логистики отделения и потоков, мерам инфекционной безопасности, надеванию и снятию СИЗ, применению прон-позиции при лечении пациентов на ИВЛ и другим.

Для анализа актуальности и практической пользы учебных мероприятий была создана анкета обратной связи, которая позволила оценить качество проводимых мероприятий, а также определить приоритеты для их улучшения. По данным анкет, уровень удовлетворенности обучением среди более чем 400 сотрудников, прошедших обучение, равнялся 100%.

Практический опыт создания выездного симуляционного центра в условиях повышенной инфекционной опасности является уникальным для России. Успешная реализация проекта, его высокая востребованность среди персонала и множество преимуществ, таких как квалифицированный персонал, современное симуляционное оборудование с широким функционалом и наличие разветвленной сети российских и зарубежных образовательных партнеров, сформировали бренд выездного симуляционного центра ММК как готового образовательного продукта, созданного под актуальные цели и в короткие сроки.

Д.м.н., профессор, заместитель главного врача по медицинской части ГБУЗ ГКБ им. В.П. Демихова Николай Карпун подтвердил практическую пользу симуляционного обучения. Его эффективность особенно была заметна при выстраивании работы специалистов в МКЦИБ «Вороновское». Центр был построен за 4,5 недели, и за это же время было необходимо набрать и обучить специалистов. Люди приезжали из разных регионов – 81 город был представлен работниками инфекционного центра. Безусловно, у всех был разный опыт, разный уровень квалификации, им предстояло работать с оборудованием, с которым не все сталкивались, а также было необходимо слаженно действовать с совершенно незнакомыми людьми. И именно благодаря предоставленной Фондом ММК возможности проводить симуляционное обучение, подключать симуляторы к настоящему оборудованию, отрабатывать навыки в команде привели к отличным результатам. Центр принял более 1000 больных, немалое количество из которых были тяжелыми, но летальность сейчас находится на уровне ниже 6%, что доказывает тот факт, что благодаря симуляционному обучению возможно создать полноценную, слаженно работающую команду.

Подводя итоги круглого стола, исполнительный директор «Росомеда» Александр Колыш отметил, что в сегодняшней ситуации все специалисты, борющиеся с коронавирусной инфекцией, – герои. Кризис всегда бросает новые вызовы, но в то же время предоставляет неожиданные возможности, и поэтому очень важно работать с коллегами плечом к плечу, делясь своими знаниями и опытом. Пандемия позволила симуляционным методикам продемонстрировать новые грани технологий, показать преимущества, на которые в обычной ситуации не обращали внимание.

Модератор мероприятия д.м.н., профессор, член правления Общероссийской общественной организации «Росомед», зам. заведующего федерального научно-практического центра подготовки и непрерывного профессионального развития управленческих кадров здравоохранения Минздрава России, асессор EFQM Эльвира Зимина отметила, что мероприятие стало примером сотрудничества практического здравоохранения, центров симуляционного обучения, педагогов, врачей, которые смогли организовать действительно эффективное обучение.

Гибкость, скорость и высокое качество работы специалистов обусловлено системным подходом к организации симуляционного обучения как базовой основы повышения квалификации специалистов вузов и практического здравоохранения. Качественный результат, по мнению эксперта, показал и Фонд ММК, оперативно и эффективно организовав работу выездного симуляционного центра в МКЦИБ «Вороновское», что позволило быстро встраивать медицинский персонал в коллектив сотрудников центра и оказывать пациентам помощь на высоком уровне.

Источник: ММК

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.