Как создать больничный фонд
Отвечает эксперт службы правового консалтинга «Гарант» Павел Ерин:
— Имущественные и личные неимущественные отношения, в том числе связанные с участием граждан в корпоративных и унитарных юридических лицах, регулируются гражданским законодательством (п.1 ст.2, ст.65 Гражданского кодекса РФ). В соответствии с п.1 ст.123.17 ГК РФ общественно полезным фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели. Аналогичное положение содержится в п.1 ст.7 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях».
В соответствии с п.2 ст.1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
П.1 ст.15 закона № 7-ФЗ определено, что учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица. Категории лиц, которые не могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческой организации, перечислены в п.1.2 ст.15 закона № 7-ФЗ. Медицинские работники или работники государственных (муниципальных) учреждений, в том числе бюджетных, в этой норме не поименованы.
Согласно ст.8 Федерального закона № 135-ФЗ от 11.08.1995 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» учредителями благотворительной организации в зависимости от ее формы могут выступать физические и (или) юридические лица.
Определенные ограничения, налагаемые на медицинских работников и руководителей медорганизаций, предусмотрены ст74 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Но ни нормы этой статьи, ни иные положения закона не содержат ограничений для медработников по участию в юридических лицах или управления ими.
Согласно п.3.2 ст.12.1 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности не вправе участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных тем же пунктом. Этот запрет не распространяется на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) с предварительным уведомлением Президента РФ в установленном порядке.
Аналогичные положения установлены п.3.4 той же статьи для замещающих государственные должности субъектов РФ (за исключением депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти) и п.3.5 – для замещающих муниципальные должности и осуществляющих полномочия на постоянной основе.
Заместитель руководителя государственного учреждения здравоохранения осуществляет свои функции на основании трудового договора, а не замещает государственную должность (п.1 ст.1 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации), поэтому на него упомянутые ограничения не распространяются.
Ст.5.2 закона Саратовской области № 155-ЗСО от 29.12.2006 «О противодействии коррупции» для сотрудников государственных учреждений установлены определенные запреты и ограничения. В частности, лица, наделенные полномочиями по контролю и (или) надзору за деятельностью юридических и физических лиц, а также полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, замещающие должности в областных государственных учреждениях, осуществляющих полномочия Российской Федерации, переданные органам государственной власти области, не вправе совмещать основную деятельность с иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой, а также не вправе быть учредителем (участником) юридического лица. Но из вопроса не следует, что заместитель главврача наделен такими полномочиями, равно как и то, что учреждение осуществляет полномочия Российской Федерации, переданные органам государственной власти области.
Поэтому, с нашей точки зрения, никаких нормативных запретов на участие упомянутого должностного лица в фонде, как и на осуществление им полномочий руководителя такого фонда, не имеется.
Что касается налогообложения в связи с осуществлением деятельности фонда, то возникновение обязанности по уплате налога на прибыль организаций будет зависеть прежде всего от наличия у фонда прибыли (ст.247 Налогового кодекса РФ). Следует отметить, что доходы в виде грантов при определенных условиях не учитываются при определении налоговой базы по этому налогу (пп.14 п.1 ст.251 НК РФ). Применительно к самому учредителю, поскольку прибыль от деятельности фонда между его учредителями не распределяется (п.1 ст.50 ГК РФ), оснований для возникновения у него налогооблагаемых доходов (ст.41, 209 НК РФ) мы в этой ситуации не видим. Налоговая база по НДФЛ и база для исчисления страховых взносов возникнет, если упомянутое в вопросе должностное лицо будет получать вознаграждения от фонда, в частности, в виде выплат ему заработной платы как работнику (руководителю) этого фонда (ст.210, п.2 ст.223, ст.421, 424 НК РФ).
Нет комментариев
Комментариев: 0