Код в мешке

15.08.2018
00:00
Ассоциация международных производителей медицинских изделий (IMEDA) и Ассоциация производителей медицинских изделий «Здравмедтех» заявили об обеспокоенности возможным снижением доступности многих высокотехнологичных видов медицинской помощи в России. Речь идет, в том числе  о таких массовых видах помощи, как аортокоронарное шунтирование, эндопротезирование суставов, и других высокотехнологичных операциях. Актуальность теме добавляет тот факт, что Госдума приняла в третьем чтении проект закона, по которому с 2019 г. размер НДС увеличится с 18 до 20%.

Причина в неразберихе, вызванной введением в 2017 г. нового классификатора кодов на медицинскую продукцию, ввоз и реализация которой на территории РФ подлежат льготному налогообложению. До этого медизделиям в льготном перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ, соответствовали коды классификаторов ОКП и ТНВЭД. При переходе на общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОКПД2 ряд медицинских изделий, в том числе кардиостимуляторы, УЗ-аппараты, КТ-томографы перестали подпадать под льготный режим налогообложения из-за отсутствия соответствующих им кодов в ОКПД2. По оценкам производителей, это повлечет рост расходов медицинских учреждений на 18% (с 2019 г. ставка НДС будет составлять 20%) и в случае отсутствия роста тарифов на ВМП может привести к серьезному сокращению ее объемов.

Производители медизделий направляли обращения в Минпромторг России с просьбой пересмотреть классификацию и перечень кодов. Была уведомлена о ситуации и руководитель Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России Елена Максимкина.

Как сказано в письме, учитывая тот факт, что основными целевыми потребителями данной продукции являются пациенты, медучреждения будут вынуждены закупать медицинские товары, регистрационные удостоверения на которые выданы начиная с 2017 г. по полной стоимости, то есть с включенным НДС. «Это приведет к пропорциональному, минимум на 18% увеличению расходов государственного бюджета на закупку таких медицинских изделий, поскольку основными покупателями медицинских изделий, включенных в перечень, являются государственные и муниципальные учреждения здравоохранения», – подчеркивают ассоциации производителей.

«Разработанные Минэкономразвития переходные ключи для классификаторов не всегда корректно переводят коды ОКП в соответствующие им коды ОКПД2 и наоборот, либо вообще не содержат никакой информации по соответствующим кодам ОКП кодам ОКПД2. Без принятия необходимых мер ситуация в дальнейшем будет только усугубляться, поскольку количество медицинских изделий, в отношении которых освобождение от НДС применяться не будет, растет по мере получения новых регистрационных удостоверений», –  прокомментировал порталу Medvestnik.ru ситуацию директор по вопросам правового регулирования IMEDA Михаил Потапов. По оценкам ассоциации, ежегодно в России выдается около 1,5 тыс. новых регистрационных удостоверений на медицинские изделия и примерно для трети из них отсутствуют подходящие коды.

Например, объем закупок всех видов протезов клапанов сердца, в том числе не менее 50% российского производства, за 2016 г. составил 1,6 млрд руб. При включении 18% НДС ЛПУ, оказывающие высокотехнологичную помощь по протезированию клапанов сердца, должны были бы заплатить дополнительно 288 млн руб. Аналогичные расчеты есть в отношении закупок имплантируемых аритмологических устройств (имплантируемых кардиостимуляторов и кардиовертеров-дефибрилляторов). В 2016 г. госмедучреждения закупили этих устройств на 3,9 млрд руб., дополнительные расходы в случае применения полной ставки НДС могут превысить 705 млн руб. в год.

Рынок медицинских изделий

Источник: РСПП

Проблема актуальна и для отечественных производителей. В придачу к удорожанию продукции, медизделия российского производства при отсутствии кода в ОКПД2 автоматически не попадают под действие постановления Правительства РФ от 5.02.2015 г. № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», принятого с целью поддержки отечественных компаний.

Сложности из-за несоответствия кодов в той или иной степени испытывает до 25% обращающихся на рынке медизделий

«Если для нового медизделия нет кода в классификаторе, производитель не может предлагать включить его в 102-е постановление, даже если его просьба обоснована  и изделие соответствует необходимым требованиям безопасности и качества. Мы отправляли в Минэкономразвития пакет поправок по проблеме несоответствия кодов ОКПД2 и необходимости дополнения отсутствующими кодами постановления № 1042, утверждающего перечень медицинских изделий, освобождаемых от НДС, но наши предложения были возвращены по совершенно формальным поводам. К сожалению, кроме разработчика, внести изменения в этот классификатор никто не может, а в Минэкономразвития этого по каким-то причинам делать не хотят», – рассказал президент Ассоциации производителей медицинских изделий «Здравмедтех» Александр Ручкин.

По его оценкам, сложности из-за несоответствия кодов в той или иной степени испытывает до 25% обращающихся на рынке медизделий. При этом в случае сохранения статус-кво данная ситуация негативно отразится не только на медучреждениях, но и на развитии компаний, так как основные объемы рынка по-прежнему напрямую зависят от бюджетного финансирования медицинских организаций. Что опосредованно приведет к снижению доступности высокотехнологичной медпомощи. «Причем в среднесрочной перспективе, в ближайшие два-три года, ситуация кардинальным образом не изменится, так как Правительством РФ принято решение о «заморозке бюджета» на три года на уровне 2016 г. Вследствие этого можно предполагать, что роста финансирования здравоохранения вплоть до 2019 года не будет», – прогнозируют в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП).

Правда, на последнем обсуждении проблем отечественного медпрома на совместном заседании комиссий РСПП по индустрии здоровья, по фармацевтической и медицинской промышленности и Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности участники встречи вообще предложили отменить льготы для готовой продукции, но при этом обнулить НДС на ввоз комплектующих, чтобы сделать рентабельным производство медизделий на территории РФ и стран ЕАЭС.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.