Медицина как фабрика здоровья

12.07.2018
00:00
В диагностическом корпусе Международного медицинского кластера прошла вторая встреча участников Дискуссионного клуба Skolkovo Medical Club. Клуб основан в феврале 2018 г. в рамках совместной инициативы Московской школы управления СКОЛКОВО и Международного медицинского кластера. Предметом второго заседания клуба стали вопросы производительности труда в современной клинике. Участники встречи говорили о показателях эффективности в системе здравоохранения и предлагали инструменты для их роста.

Директор Центра исследований экономики и управления в здравоохранении Московской школы управления СКОЛКОВО Юрий Крестинский напомнил, что низкая эффективность была названа одной из ключевых проблем отрасли на первом, установочном, собрании клуба, где определился круг задач, над которыми руководители клиник и эксперты планируют работать и совместно претворять эти наработки в жизнь. Вопрос производительности, применительно ко всей экономике РФ и социальной сфере в частности является далеко не праздным и для Минэкономразвития, представитель которого – помощник министра экономического развития РФ Юлия Урожаева – выступила на мероприятии с докладом «Производительность труда в российских организациях: ключевые вызовы и возможности в сфере медицины».

Юрий Крестинский и Михаил Югай

Ждем перемен

Сразу же возникает вопрос: насколько применим термин «производительность» к здравоохранению и нужно ли ее измерять? Юлия Урожаева высказала мысль, что лечение пациента можно рассматривать как процесс движения по производственному конвейеру, и инструменты, которые применяются для повышения производительности труда в промышленности, можно использовать для достижения той же цели в социальных секторах. Главное здесь – готовность людей меняться и эффективная система мотивации к этому.

«По данным Росстата, ежегодно в России умирают 2 млн человек, 500 тысяч из них – это люди трудоспособного возраста. 25% – это очень много, – отметила помощник министра. – В ЕС эта доля не превышает 10–15%. На мой взгляд, это важный показатель, свидетельствующий о том, что  производительность труда в здравоохранении необходимо повышать, т.к. страна теряет, по приблизительным оценкам, до 2,5 трлн руб., или 2% ВВП в год». – отметила Юлия Урожаева.

Юлия Урожаева

По ее мнению, производительность – это не просто показатель или метрика, это в целом эффективность процессов и использования ресурсов, лояльность пациентов. В пример эксперт привела оценочные расчеты, согласно которым, если пациент регулярно наблюдается у врача и не попадает в больницу в экстренном состоянии, затраты на оказанную ему медицинскую помощь снижаются почти в 3 раза – с 49 до 17 тыс. руб. в год, а риск смерти – на 15–20% (оценки Минэкономразвития).

По ее словам, какой сегмент отечественного здравоохранения сегодня ни возьми, везде есть потенциал и ресурсы для повышения производительности. Например, реализуемый Минздравом проект «Бережливая поликлиника» ставит задачу расшить основные узкие места в государственных ЛПУ. В его рамках идет отладка процессов по всей цепочке: это и оптимизация процесса лечения пациента, и эффективное распределение ресурсов клиники, и визуальная навигация в поликлинике.

Опытным путем

Генеральный директор Фонда Международного медицинского кластера Михаил Югай сказал, что одной из ключевых задач для медкластера является трансфер прорывных технологий, лучших международных практик в российскую систему здравоохранения. «Мы хотим перенимать передовой опыт зарубежных медицинских организаций, которые характеризуются как раз высокими показателями производительности труда и эффективности в целом», – подчеркнул он, предвосхищая доклад профессора Международного медицинского центра Bundang Сеульского национального университета Сергея Кима. Bundang является одной из лучших больниц Южной Кореи и будет следующим участником Международного медицинского кластера. Опыт Bundang подтверждает, что клиника, в которой отлажены все внутренние процессы, способна работать эффективно и с прибылью. Правда, для этого в стране вначале должна быть создана сбалансированная система здравоохранения. Как рассказал Сергей Ким, двигатель эффективной медицины в Южной Корее – конкуренция. Клиники соперничают за пациента, качество медицинского сервиса поэтому растет.

Сергей Ким

Кроме того, прогрессу медицины в этой стране способствует высокий уровень проникновения современных медицинских технологий, а также менталитет населения, которое исповедует принципы конфуцианства. Как известно, в основе конфуцианства лежат базовые, очень простые и правильные понятия, согласно которым каждый человек должен знать свои обязанности и права, выполнять долг перед страной и проявлять уважение к окружающим людям. Основным базовым принципом является гармония, единство. Конфуций полагал, что общество должно выступать единым механизмом, способным полноценно функционировать, при этом во всех сферах должен быть четко отлаженный порядок и гармония. При таком подходе у населения Кореи с самого детства формируется внимательное и проактивное отношение к своему здоровью.

Профессия врача в Южной Корее – одна из самых престижных, при этом корейские доктора работают очень результативно. На российских коллег произвела, в частности, впечатление информация о том, что специалист в Bundang принимает в течение рабочего дня в среднем 60–80 пациентов.

Не менее интересным оказался доклад главного внештатного специалиста по лучевой диагностике Департамента здравоохранения Москвы, директора ГБУЗ «Научно-практический центр медицинской радиологии» Сергея Морозова, который рассказал об опыте повышения производительности труда в отделениях лучевой диагностики в ряде регионов. Он указал, что в России в этой сфере переизбыток специалистов: так, в США один врач приходится на 10 тыс. населения, в РФ – на 3000, а в Москве – на 1700 человек. В результате они занимаются не своей работой, а выполняют функции медсестер, лаборантов, пишут отчеты. При этом целевые показатели в этом секторе здравоохранения оставляют желать лучшего: 72% случаев рака молочной железы в России выявляется на поздних стадиях, и ежегодная смертность этих пациентов вдвое выше по сравнению с Нидерландами, Финляндией, Швецией.

Сергей Морозов

Анализ работы рентген-лаборантов в одном из стационарных отделений показал, что только 29% их времени расходуется продуктивно, рассказал Сергей Морозов. Как пример хорошей организации процесса он привел работу службы лучевой диагностики в Воронежской области. «Количество аппаратов – КТ, МРТ – в регионе невелико, но число исследований на один аппарат – одно из самых высоких в Центральном округе. Централизация в лучевой диагностике позволяет анализировать данные пациента, поступающие в информационную систему из всей сети филиалов, врачом в любом центре, то есть они работают перекрестно», – пояснил он.

В одном из московских центров диагностики в результате такой централизации из 17 врачей осталось 7, привел другой пример эксперт. Оставшимся почти в 2,5 раза повысили зарплату. Нагрузка на каждого увеличилась с 5 исследований в смену до 21. Это позволило также сократить количество помещений и оптимизировать другие затраты. «Сейчас в рамках проекта «Цифровое здравоохранение» в патоморфологии и лучевой диагностике обсуждается создание референсных центров, которые могут располагаться на базе существующих организаций в разных регионах страны и работать круглосуточно за счет разных часовых поясов. Это также позволит объединить опыт лучших экспертов», – отметил Сергей Морозов.

Точки приложения

В рамках дискуссии руководители клиник и эксперты высказали различные предложения по поводу того, что необходимо изменить в отечественном здравоохранении, чтобы оно стало более эффективным. Так, по мнению главного врача столичной ГКБ № 67 им. Л.А. Ворохобова Андрея Шкоды, начинать надо с изменения административной структуры. Заместитель главного врача и главный терапевт «Ильинской больницы» Ярослав Ашихмин считает, что вопрос производительности труда упирается в нежелание конкретных врачей использовать в практике клинические протоколы и эффективные препараты, и заставить их это делать крайне непросто.

По словам генерального директора ООО «Национальная медицинская сеть» Ильи Тупицына, за меру эффективности в здравоохранении можно принять качество оказания медицинской помощи относительно затрат. Глобальным показателем может выступить рост продолжительности жизни при тех же расходах государства на эти цели. Однако, полагает эксперт, без изменения системы, в отсутствие конкуренции достичь указанной цели будет проблематично. Кроме того, по его мнению, необходимо уделить повышенное внимание HR-политике в медучреждениях. «Обучение врачей и медперсонала, мотивация – это важно, иначе никто не будет заниматься повышением эффективности. Должна быть единая понятная мотивация, тогда люди готовы будут это делать», – уверен он.

Юлия Урожаева обратила внимание на то, что в разных странах существуют различные подходы в оплате труда медицинских работников. Например, в признанной эталоном эффективности клинике Мэйо врачи получают фиксированную зарплату. «Когда есть жесткий контроль по качеству, базовые нормы медицинской безопасности нарушены не будут», – подчеркнула она.

«Производительность труда в медицине – это количество медицинских услуг либо законченных случаев, выполненных в единицу времени при условии надлежащего качества оказания медпомощи, – отметил первый заместитель генерального директора Фонда Международного медицинского кластера Ильдар Хайруллин. – В законе № 323-ФЗ три составляющих измерения качества: своевременность, правильность выполнения диагностических, лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий и достижение запланированного результата. Поэтому, безусловно, производительность должна учитывать и эти показатели качества».

Ильдар Хайруллин

Помимо мотивации персонала, он считает также важным для повышения эффективности управление имеющимися ресурсами. «По персоналу – это подбор, управление кадровым потенциалом: мы должны знать, кто придет в мединститут, и с ними уже начинать работать. Мы должны отслеживать лучших выпускников и их мотивировать, выстроить четкую систему наставничества, сформировать индивидуальные планы развития каждого сотрудника и, безусловно, обязаны заботиться о людях, которые проработали в наших клиниках достаточно долго до выхода на пенсию. Таким образом формируется система социальных гарантий. Это вопросы непрерывного обучения медперсонала, их мотивации, включая не только финансовые формы. И, безусловно, предупреждение «выгорания», но оно, как правило, является результатом плохого управления», – рассказал Ильдар Хайруллин. «Направления деятельности, на которые следует обратить особое внимание доя обеспечения роста производительности в клинике – человеческий капитал, оборудование и расходные материалы, финансовый поток, прозрачно выстроенные процессы, – продолжил он. – Для повышения эффективности работы медицинской организации также важным является решение вопроса по регламентному технологическому обновлению инфраструктуры и ресурсов клиники».

Помимо всего вышеперечисленного, важным условием повышения производительности труда в отечественных клиниках большинство экспертов считают цифровизацию здравоохранения. Информационные технологии позволяют современной клинике управлять процессами наиболее эффективно, о чем свидетельствует опыт и первого безбумажного госпиталя Bundang, и многих других передовых клиник в разных странах мира.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 1

Панькин Василий
В стране большая смертность трудоспособного населения. Кто виноват? Врач, конечно. Причина - очень низкая у него производительность труда. Железная логика! Сразу чувствуется Сколковский гений. Даешь работу на пяти ставках с зарплатой за одну!
Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.