Непристойное предложение

20.10.2017
00:00
Одна из российских компаний предложила Фонду профилактики рака рекламировать «инновационный антиоксидантный гель на основе натуральных компонентов» как средство для профилактики рака шейки матки. Причем сам препарат зарегистрирован как медицинское изделие.

Исполнительный директор фонда Илья Фоминцев сопроводил сообщение о поступившем коммерческом предложении саркастичными комментариями: «Предлагают продвигать в народ гель, который не имеет, естественно, ни малейшего доказательства своей эффективности в отношении снижения риска РШМ. Никаких реально качественных исследований на этот счет я не увидел. Те исследования, которые они привели, не доказывают этого никак», — написал он. По его словам, коммерсанты предлагают направлять людей в партнерские клиники и обещают отчислять в пользу фонда 1000 рублей с каждой упаковки препарата.

«Родственник мази Вишневского»

В презентации, направленной в адрес фонда, сказано, что гель «Фламена» предназначен для профилактики и лечения фоновых заболеваний рака шейки матки и не имеет аналогов. В подтверждение этому приведен целый ряд солидных рекомендателей — учреждений, где препарат прошел «успешную апробацию». Среди них: кафедра акушерства и гинекологии РМАПО, клиника «Современной медицины» (Иваново), Ивановская государственная медицинская академия, Московский областной НИИ акушерства и гинекологии, Тульский областной перинатальный центр, Филиал №6 ФГКУ 3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского МО РФ. Представлены статистические показатели по более 600 пациентам в различных клинических учреждениях за период с 2011 по 2015 годы.

В МОНИИАГ порталу Medvestnik.ru подтвердили, что исследования с применением препарата «Фламена» при лечении больных с дистрофическими заболеваниями вульвы проводились в медучреждении в 2012 году. В РМАПО и Ивановской медакадемии на запросы не ответили.

В составе препарата указаны природные компоненты: дигидрокверцетин (природный антиоксидант), лецитин, глицин, антисептик (сангвиритрин). Создатели геля уверяют, что препараты на основе дигидрокверцетина рекомендуются для поддержания качества и продолжительности активной жизни, он активизирует иммунную систему, прерывает свободнорадикальные процессы, сопровождающие воспаления; укрепляет и восстанавливает соединительную ткань, сосуды и капилляры, улучшает микроциркуляцию крови. Среди показаний: воспалительные, атрофические и дистрофические заболевания слизистой, вульвовагиниты, в том числе у детей; цервициты, кольпиты, профилактика рака шейки матки и лечение предраковых заболеваний: лейкоплакия, дисплазия шейки матки (CIN), папиллома; а также регенерация тканей после инвазивных вмешательств.

«Эти люди использовали традиционную старую идею для того, чтобы сделать новый препарат. Грубо говоря, это родственник мази Вишневского. Только там был березовый деготь, а здесь из хвойных пород. Экспериментальные основания для этого очень ограничены, а исследований на людях, которые подтверждали бы заявленную эффективность, просто нет», — прокомментировал порталу Medvestnik.ru данные о препарате президент Общества специалистов доказательной медицины, профессор Василий Власов.

Двигатель торговли

Но компания-производитель настаивает на его эффективности. «Статистика показывает большой процент излечения, в частности дисплазии и вируса папилломы. Врачи, с которыми идет работа на данный момент, дают исключительно положительные отзывы. У нас есть подборка по применению и результатам по некоторым клиникам и роддомам», — уверяет представитель компании.

В Ассоциации организаций по клиническим исследованиям утверждают, что представленные результаты клинических исследований недостоверны. «Во-первых, представлены некие отдельно взятые больницы, то есть это не единое исследование. Во-вторых, нет единой методологии и протокола. То есть в одном случае мы видим курс лечения 10 дней, в другом — применение препарата два раза в сутки в течение 10-15 дней, в третьем вообще критериев нет. Возраст участников программы разный. В реестровой записи и в самом регистрационном удостоверении не вижу такого функционального показания как «профилактика рака шейки матки», то есть нет подтверждения заявляемых свойств», — указывает исполнительный директор ассоциации Светлана Завидова.

По ее словам, с учетом данных фактов содержание информационных материалов о препарате можно расценивать и как нарушение закона о рекламе, так как налицо несоответствие заявляемых свойств товара реальному содержанию. Понятно, и почему сам препарат зарегистрирован как медицинское изделие: система регистрации несравнимо проще. Часто по такому пути идут производители БАДов. «Некоторые начинают продавать препарат как добавку, а потом регистрируют как лекарство. Поэтому нередко на рынке может присутствовать одно и то же вещество, которое продается под разными названиями — как БАД и как лекарство. Это уродство нашей системы надо преодолевать, но Минздрав не торопится и правительство тоже», — уточнила Завидова.

Она отметила, что в трактовке закона «Об основах охраны здоровья» четкую грань между медицинским изделием и препаратом порой действительно провести сложно. «Но в данном случае аппликатор, на основании использования которого препарат был зарегистрирован как медицинское изделие — это только устройство для доставки этого вещества, а воздействие предполагается за счет использования самого геля. Однозначно тут есть вопрос к Росздравнадзору, насколько правомочна была выдача при таких условиях регистрационного удостоверения производителю», — уверяет Светлана Завидова.

Денежный дождь

Фармкомпании часто предлагают врачам заработать на препаратах, особой пользы от которых нет, но и вреда тоже, говорят специалисты. И даже по данным из открытых источников суммы денежного вознаграждения с каждым годом растут. Так, например, общая сумма выплат компаний, входящих в Ассоциацию международных фармацевтических производителей (AIPM), в пользу специалистов и организаций здравоохранения, а также на разработки и исследования выросла с 11,7 млрд рублей в 2015 году до 13,6 млрд в 2016-м. Правда, речь идет не о прямых выплатах, которые запрещены законом, а, как правило, о финансировании образовательных проектов и конференций.

Впрочем, директор по развитию в RNC Pharma Николай Беспалов считает, что и к этим цифрам надо относиться критически. Потому что, во-первых, это не весь рынок, а только члены AIPM, во-вторых, у фармкомпаний при желании есть масса других возможностей замаскировать те или иные «стимулы» для врачебного сообщества. «Фармкомпании работают с массой сервисных структур: рекламных, юридических, кадровых, консалтинговых агентств. В потоке ежедневных транзакций таким компаниям можно при необходимости, что называется «спрятать слона». Способов масса, например, провести выплаты как плату за участие в маркетинговом исследовании. А можно и просто в конверте отдать. К тому же понятно, что подобная политика открытости содержит немалую долю пиара, поддерживая реноме фармкомпаний. Что само по себе, наверное, не плохо, но все же прекрасно понимают, что в любом пиаре сознательно показывают плюсы и умалчивают о минусах», — говорит он.

По его словам, стимулирует врачей подавляющее большинство фармкомпаний. Причем действующее законодательство напрямую не нарушается. Но это далеко не единственный способ продвижения препаратов. Многие фармкомпании активно работают в отношении продвижения своей продукции с аптечными сетями, и это могут быть как прямые выплаты за приоритетную рекомендацию, лучшее место на полке и т.д. Существует масса совершенно легальных вариантов.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.