Новая карта глобального здравоохранения
Медицина как сеть
В панельной дискуссии «Медицина как сеть» эксперты озаботились вопросами: как меняется глобальная карта здравоохранения, как устроен экспорт медицинских услуг и технологий и, наконец, как мегаполису, используя возможности глобального рынка, войти в число лидеров по здравоохранению? Обсуждение темы началось с Международного медицинского кластера (ММК), который развивается на территории ИЦ «Сколково». В ММК уже построен первый корпус – диагностический центр под управлением израильской клиники Hadassah, проектируется следующий – терапевтический. Кроме того, в кластере скоро начнут строить «Умный госпиталь будущего» Bundang – на базе передового южнокорейского госпиталя Bundang Сеульского национального университета. Также подписаны соглашения с Университетским госпиталем Страсбурга: с помощью инвестора – компании Александра Мамута – в медкластере появится Центр французской медицины и крупный образовательный проект – Медицинский университет Страсбурга. Российским образовательным партнером выступит Сеченовский университет.
Как известно, у медкластера есть ряд преимуществ для участников – иностранных клиник. «По сути, это медицинский офшор, позволяющий на территории ММК использовать иностранные технологии, опыт, экспертизу, не тронутую российской регуляторикой, клиниками со стороны иностранных операторов и стран ОЭСР», – пояснил вице-президент «Сколково» Кирилл Каем.
Генеральный директор Фонда Международного медицинского кластера Михаил Югай рассказал о том, какие положительные эффекты для экономики города и социальной среды несет кластер. «Москва – очень современный и комфортный город, и он должен иметь такую же современную и качественную медицину, – говорит он. – Проект является важным для города, поэтому его поддерживает правительство Москвы и лично мэр Сергей Собянин».
Согласно исследованию Высшей школы экономики «Биомедицинские кластеры в мире: лучшие практики и уроки для Москвы», сегодня насчитывается порядка 40 биомедицинских кластеров. Это географически концентрированные организации из различных областей, связанные одной отраслевой задачей, которые нацелены на решение конкретных проблем в определенной сфере. «Речь идет об эффектах межотраслевой деятельности, – добавляет Михаил Югай. – Как мы знаем, все самое важное и прорывное происходит на стыках специальностей, наук, исследований».
В мире выделяются разные типы кластеров – глобальные кластеры международной медицины, кластеры мировых биомедицинских исследований и внедрений, кластеры медицинского туризма. У них различается фокус – медицина, наука, туризм, однако положительные эффекты, которые привносят медицинские кластеры в страновую и мировую медицину, сходны.
Положительные эффекты от развития биомедицинских кластеров
Источник: Фонд ММК
Создание Международного медицинского кластера в Москве может усилить город по многим направлениям
Источник: Фонд ММК
«Мы хотим, чтобы Москва стала центром образования и медицины, науки и технологий, центром международного значения, – говорит Михаил Югай. – Мы хотим, чтобы в городе была экономика, открытая к инновациям. Мир сейчас отходит от ресурсного производства и сырьевой экономики к технологиям, причем прогресс возникает на стыке технологий, наук, инноваций. Я верю, что следующую волну прогресса миру принесут нанотехнологии, биотехнологии, информационные и когнитивные технологии – так называемая NBIC-конвергенция. Международный медицинский кластер будет способствовать развитию медицины в нашей стране. Это не только и не столько оказание качественной медицинской помощи, сколько в целом развитие медицины, науки, технологий в этой сфере».
Среди платных услуг в РФ медицина – сегмент с наиболее значительным и стабильным долгосрочным ростом
Источник: Фонд ММК
Медицинские услуги – одно из прибыльных направлений с перспективой быстрого роста
Источник: Фонд ММК
Здоровая столица
Недавно Москва вошла в «пятерку» мегаполисов по организации медицинской помощи населению по версии PricewaterhouseCoopers (PwC). «Это отличный результат для Москвы, и в том числе благодаря разумной и взвешенной политике Департамента здравоохранения города, – отметил Кирилл Каем. – По сути, здравоохранение столицы представляет сеть, включающую и первичную медицинскую помощь, и экспертные центры. Есть безусловные плюсы у такой синергии: выигрывает и пациент, и город, и современные медицинские организации».
В московском здравоохранении создана платформа, условия для прорыва в развитии столичного здравоохранения, и об этом рассказал подробно министр правительства Москвы, руководитель Департамента здравоохранения города Алексей Хрипун. «В московской медицине за последние годы произошли серьезные изменения: медицина стала компактной, очень технологичной, концентрация ресурсов сочетается с принципом системного управления и функционирования, – отметил он. – Она стала эффективной, ориентированной на пациента, поэтому у нас есть все шансы в ближайшие 5–6 лет совершить мощный рывок». Отлично работают инсультная и инфарктная сети Москвы, снижается число неблагоприятных исходов по сердечно-сосудистым заболеваниям, столичные больницы технологически активно развиваются, внедряются новые эффективные методы лечения. Большие надежды в этой сфере возлагаются и на Международный медицинский кластер.
«Мы уверены, что проект московского Международного медицинского кластера можно назвать явлением, которое точно будет способствовать формированию этого прорыва, – говорит Алексей Хрипун. – В рамках этого проекта в Москву территориально перемещаются лучшие мировые клиники. Мы знаем уже два конкретных примера (Hadassah и Bundang. – Прим. ред.). Они привносят свои правила работы, свои стандарты, свои ресурсы, свое качество». Он также указал на пользу, которую принесет медицине кластер через обмен опытом. 30% персонала приходящих клиник будут иностранными, остальные – российские врачи, и они будут работать с иностранными коллегами, учиться их методикам и протоколам, черпать знания. Также в ММК есть симуляционный центр с роботами-пациентами, максимально приближенными по своим функциям к реальной жизни. По словам министра, симуляционный центр точно будет востребован московским профессиональным сообществом.
Корейская медицина на экспорт
Южная Корея из страны, которую 20 лет назад на горизонте оказания медицинских услуг все рассматривали как локальный рынок, стала одним из ведущих экспертов в сфере технологичной медицины. Секретами таких успехов поделился директор медицинского центра Bundang Сеульского научного университета профессор Сергей Ким. «Министерство здравоохранения и социального развития Республики Корея поставило перед собой цель стать мировым лидером здравоохранения, выйти на мировой рынок, а также развивать медицинский туризм, – рассказал он. – И сейчас год от года растет количество пациентов, которые приезжают лечиться в Корею из других стран. В основном это пациенты из России, стран СНГ, Катара и Арабских Эмиратов, Китая, Японии, США».
Министерство здравоохранения Кореи проводит различные программы для того, чтобы прийти к назначенной цели. Например, диспансеризацией охвачено все население страны. Эти программы позволили серьезно повысить уровень диагностики на ранних стадиях заболевания, поэтому сейчас в Корее сложно найти пациентов с запущенными стадиями онкологии.
По словам Сергея Кима, в медицинские вузы в Корее поступают самые лучшие учащиеся. Образование платное. В среднем это около $10 000 в год. В Корее также есть вузы, которые преподают корейскую традиционную медицину. Сестринское образование есть трехгодичное, есть четырехгодичное. Четырехгодичное считается высшим образованием, то есть медсестры не считаются средним персоналом – это средний персонал с высшим образованием. Такие медсестры могут заметно разгрузить врача и провести больше качественных приемов больных.
На здравоохранение в Корее тратится 7,4% ВВП. «Это четвертая страна по качеству медицинской помощи и вторая в мире по эффективности», – подытожил Сергей Ким.
Мировые кластеры
Кай Убе Биндсел, менеджер кластера Health Capital в Германии, рассказал о его создании и влиянии на медицину страны. Кластер создавался во времена сильного экономического спада в Германии в 90-е годы. Идея создателей Health Capital заключалась в том, чтобы поддержать и усилить развитие медицины и найти необходимое финансирование. «Первым шагом было создание необходимой инфраструктуры, больших технопарков для того, чтобы предоставить помещение молодым компаниям. Ведь они должны тратить свой капитал, прежде всего, на разработку технологий, на интеллектуальную собственность, а не на стены», – отметил Кай Убе Биндсел.
С 2007 г. в Health Capital начал применяться более широкий, полноценный кластерный подход. «Именно тогда к нам пришло понимание, что нужно рассматривать деятельность кластера как цепочку создания ценности для пациента», – сказал Кай Убе Биндсел. Сегодня в Health Capital работают в общей сложности более 360 000 специалистов. Ключевая задача кластера – фасилитация новых проектов, привлечение экспертов, поиск научных площадок и обеспечение взаимодействия участников. И все это – для улучшения здоровья людей. Стоит отметить, что 69% инвестиций венчурного капитала в Германии идут в Берлин благодаря тому, что в нем создана правильная среда. По мнению Кая Убе Биндсела, один из ключевых факторов успеха развития кластера – заинтересованность и поддержка лидеров мнений отрасли.
Среди приоритетных направлений деятельности на ближайшее время – цифровизация, работа с большими данными и технологиями smart living. Особое внимание уделяется работе со стартапами и компаниями малого и среднего бизнеса. По мнению эксперта, у них сейчас не самые легкие времена в силу законодательных барьеров. В связи с этим одна из задач кластера, в том числе и московского, – создать особую среду для таких компаний. Важно, чтобы они могли апробировать новые методы лечения еще до того, как будет разработано соответствующее законодательство. Это позволит более оперативно и за счет меньших средств внедрять новые методы лечения.
Гражвидас Моркус, директор международного медицинского кластера Litcare из Литвы, рассказал о другом опыте создания кластера. Модель Litcare следующая: там работают литовские частные клиники, в них лечатся как литовцы, так и жители других стран, в основном Эстонии, России, Германии, Швеции, Норвегии. Кластер начал деятельность в 2013 г., изначально туда отобрали несколько клиник по разным специализациям – реабилитации, хирургии, оздоровлению, санатории и т.д., создали единую платформу для удобства клиентов-пациентов, начали заниматься маркетингом и продвижением. Программа господдержки в Литве отсутствует, но кластеру удалось получить грант на 2 года от Евросоюза, более 1 млн евро. «Именно на эти деньги мы первым делом стали разрабатывать так называемую ДНК кластера – мобильную платформу, где клиент может оформить заявку на наши услуги из любой точки земного шара», – говорит Гражвидас Моркус.
У каждого медицинского кластера должны быть своя «фишка», уверен он. В Литве это санаторное лечение, то, что страна смогла сохранить из старого доброго прошлого. «Нам бы хотелось стать санаторием Европы», – говорит эксперт. Особенно сильная экспертиза и опыт Litcare – в ортопедии. «После ортопедической операции наши пациенты проходят обязательную реабилитацию, восстановление, в то время как во многих других клиниках пациента сразу отпускают домой, – рассказывает Гражвидас Моркус. – Цена лечения с реабилитацией в Litcare будет такая же, как просто операция в других европейских странах». По его словам, технологии и цифровизация очень важны, однако в медицине важно не забывать о человеке и его психологии.
От лечения – к профилактике
На другой сессии форума «От лечения к профилактике. Здоровье горожан как оптика городского управления» эксперты из Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей (руководитель службы Анна Попова), правительства Москвы (Алексей Хрипун, Антон Кульбачевский), иностранные эксперты (руководитель Программы общественных пространств ООН-Хабитат Сесилия Андерсен; приглашенный профессор Колумбийского университета Карлос Дора; директор Fleidner Clinic в Берлине Мазда Адли) и представители российского медицинского сообщества (медицинский директор Международного медицинского кластера Влада Сайфетдинова) обсуждали, как при помощи инструментов городского планирования создать здоровую городскую среду и как городские администрации используют «умные» технологии для мониторинга здоровья горожан.
По словам Анны Поповой, продолжаются масштабные изменения среды обитания человека и появляются все новые угрозы для безопасности здоровья и благополучия горожан в мегаполисах. В частности, растут риски для здоровья населения, связанные с факторами среды обитания, плохой экологией, стрессами, и т.д. При этом есть эффективные инструменты для внедрения передовых подходов планирования и развития городов с учетом оценки воздействия на здоровье человека. Так, в системе Роспотребнадзора ведется постоянный социально-гигиенический мониторинг, и его «большие данные» можно использовать при анализе и оценке градостроительных и планировочных решений на предмет их влияния на здоровье населения. По словам Сесилии Андерсон, сбалансированные общественные пространства способны привести к положительным тенденциям в части вовлечения населения в активный образ жизни. Влада Сайфетдинова отметила, что «умный» подход к взаимодействию с пациентами позволяет улучшить качество предоставляемых услуг и оказывать эффективное воздействие на здоровье людей на стадии профилактики. Кроме того, очень важна мотивация современных пациентов заниматься своим здоровьем самостоятельно, следить за лишним весом, сердечным ритмом и другими жизненными показателями. Тогда качество жизни надолго останется высоким.
Нет комментариев
Комментариев: 0