Пациентская карта. Как повысить приверженность лечению

23.06.2021
18:00
Проблема приверженности пациента лечению одна из ключевых в здравоохранении. Несоблюдение рекомендаций врача, нарушение схем приема препарата ведет к ухудшению состояния больного, что в конечном счете увеличивает финансовое бремя на отрасль. Страдают от некомплаентных пациентов и врачи — они перестают испытывать удовлетворение от работы, чувствуют свою «бесполезность». Повлиять на ситуацию можно несколькими способами.

Каков урон от низкой комплаентности

The Journal of Applied Research приводит такие данные: в США от 30 до 50% пациентов игнорируют или неверно исполняют инструкции, касающиеся лечения. Расходы на госпитализацию из-за несоблюдения назначений врачей оцениваются в 8,5 млрд долл. в в год, а вся финансовая нагрузка на систему здравоохранения достигает 100 млрд долл. ежегодно. Примерно 125 тыс. человек с поддающимися лечению заболеваниями ежегодно умирают из-за того, что не принимают лекарства должным образом.

По данным клиники Майо, неправильный прием препаратов от отторжения – третья основная причина неудачного исхода операций по пересадке органов.

В России аналогичной статистики нет, но проблема стоит не менее остро.

Как изменить ситуацию

В медицинском и фармацевтическом маркетинге набирает популярность инструмент Customer Journey Map (CJM, карта путешествия клиента). Смысл его заключается в том, чтобы пройти путь пациента и понять, на каком этапе возникают сложности, которые препятствуют продолжению лечения. Это может быть неудобная форма выпуска или размер упаковки (на курс надо 14 таблеток, а упаковки выпускают только по 10 и 20) препарата, сложная схема приема, побочная реакция организма, сильно снижающая качество жизни: диарея, бессонница, сонливость, аллергические реакции. Выяснив «узкие места», можно откорректировать терапию.

Если альтернативы нет, и медикаментозная терапия неизбежно сопровождается дискомфортом, следует сразу предупредить об этом пациента, проговорив, что это единственный возможный, но эффективный вариант.

Некоторые врачи также делятся лайфхаками, полученными от других больных: как принять препарат, если он имеет неприятную консистенцию и вкус и вызывает рвотную реакцию, или если таблетка слишком большая и ее трудно проглотить.

Есть пациенты, которые элементарно забывают вовремя принять лекарство или выполнить процедуру. Им можно предложить подключить одно из многочисленных мобильных приложений, которые направляют напоминания, или завести таблетницу с таким функционалом.

Как завоевать доверие

Сложнее работать с пациентами, которые не выполняют рекомендаций врача из-за личных убеждений. Например, они считают, что принимать лекарство от гипертонии в их возрасте — «слишком рано», «плохо для печени», «накладно». Как переубедить их? Подробно рассказать о возможных последствиях такого поведения или, наоборот, о том, как изменится их жизнь, самочувствие, если они начнут терапию.

Нередко проблема низкой приверженности лечению объясняется недоверием больного к врачу и медицине. Поэтому базовая рекомендация при работе с любым пациентом — перед тем, как что-то назначить, простыми словами, доступно объяснить тактику лечения.

Тема комплаентности неразрывно связана с таким профессиональным навыком врача, как коммуникация, комментирует председатель общественной организации «Молодые медики Дона», один из инициаторов открытия школы профессиональных коммуникаций для врачей Роман Поликарпов.

«С одной стороны, академические программы подготовки врачей не предусматривают в достаточной степени обучения навыкам общения с пациентом и его родственниками, консультирования, — уверен эксперт. — С другой стороны, сама парадигма отношений «врач—пациент» в нашей стране по-прежнему строится на патернализме».

По его словам, более эффективной моделью могла бы быть партнерская, которая предусматривает учет индивидуальных особенностей пациента, совместный поиск решения.

Как комплаентность связана с выгоранием

«Часть врачей вообще на ставит себе такую задачу — работать над комплаенсом, — говорит консультант по медицинским коммуникациям, пациентоцентричности, генеральный директор консалтинговой компании «Kobzeva.ru» Вера Кобзева. — Они работают по принцпипу: «Я сказал, назначил, а будет ли пациент следовать назначениям — это его дело».

Но с таким подходом ждать высоких показателей лечения не приходится. Ведь пациент тем больше вовлечен и привержен терапии, чем больше у него доверие к врачу и чем лучше отношения с ним, уверена эксперт.

«Это нужно обеим сторонам, так как довольные и благодарные пациенты — лучшее средство от профессионального выгорания врача», — резюмирует Кобзева.

Эти выводы подтверждает американская статистика. Согласно данным блога Health Populi (2020), уровень удовлетворения врачей от работы напрямую зависит от времени, проведенного с пациентом. Треть докторов в США жалуются, что его следовало бы увеличить на 50%. Сегодня они лишены этой возможности из-за необходимости заполнять электронные медицинские карты, указали участники опроса.

Материал проекта "Приверженность здоровью" при участии iHerb

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.