Перспективы развития медицинского образования по мнению профессорско-преподавательского состава АМО

12.09.2019
00:00
Профессия врача была востребована и престижна всегда. Целые династии докторов, уходящие корнями еще в XIX век, продолжаются и взращивают любознательных, активных и целеустремленных молодых медиков. 

Путь юношей и девушек, решивших работать в сфере здравоохранения, тернист и отнюдь не усыпан лепестками роз:

  • Конкурс на поступление в университет порой превышает 10 человек на место;
  • Общая продолжительность обучения медиков составляет не менее 8 лет;
  • Зарплаты молодых специалистов оставляют желать лучшего;
  • Обязательное повышение квалификации необходимо проходить не реже одного раза в 5 лет;
  • «Потребительский терроризм» по отношению к медицинским сотрудникам процветает и т.д. 

Тем не менее желание помогать людям и благородный статус врача все еще привлекают выпускников школ и побуждают их поступать в медицинские университеты.

Перспективы образования врачей

В данной статье свой взгляд на перспективы развития первого и дополнительного медицинского образования изложат преподаватели АМО.

Академия медицинского образования – это дистанционное учебное заведение, предоставляющее врачам и медсестрам возможность пройти разнопрофильные курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

АМО предлагает на выбор более чем 90 программ для высшего и 38 программ для среднего медицинского персонала, куда входят специализированные профили:

  • Авиационная и космическая медицина;
  • Диетология;
  • Коммунальная гигиена;
  • Семейная медицина;
  • Организация здравоохранения и общественное здоровье;
  • Радиационная гигиена;
  • Сексология;
  • Трансфузиология;
  • Эпидемиология.

Обучая не менее 700 человек со всей России ежемесячно, специалисты академии точно знают не только общую ситуацию в сфере медицинского образования, но и ее актуальные проблемы.

Перспективы развития медицинского образования

Начать стоит с того, что столь длительный процесс получения первого образования в сфере здравоохранения абсолютно обоснован: специфика профессии – ответственность за здоровье и жизни людей – обязывает доктора обладать глубокими знаниями и в своем непосредственном профиле, и в общей анатомии, физиологии и т.д.

Организм человека – сложная взаимосвязанная система, поэтому лечить что-то одно (например, исключительно почки) не представляется возможным. Любые препараты так или иначе влияют на прилегающие органы, что нужно предусмотреть и учесть при подборе лекарственных средств.

Образовательный цикл медицинского сотрудника состоит из следующих этапов:

  • Начальная подготовка;
  • Сдача Единого государственного экзамена;
  • Зачисление, начало обучения;
  • Сдача профильного экзамена после 3 курса на право занять должности среднего медицинского персонала;
  • Получение высшего образования (5-6 лет);
  • Сдача государственного экзамена, получение диплома об окончании высшего учебного заведения;
  • Интернатура (1 год), ординатура (2 года);
  • Получение удостоверения после сдачи государственного экзамена;
  • Допуск к медицинской и фармацевтической деятельности, право на осуществление врачебной практики сроком на 5 лет;
  • Повышение квалификации или профессиональная переподготовка.

Таким образом, мы от школьника, только мечтающего работать в медицине, перешли к квалифицированному врачу, обязанному каждые 60 месяцев получать дополнительное образование. Этот непрерывный цикл является одновременно и главным стимулом к постоянному развитию врача, и показательным примером закостенелости системы здравоохранения.

Перспективы образования в медицине

Чтобы понять, в каком направлении стоит двигаться государственным медицинским университетам, стоит лишь взглянуть на рынок дистанционного образования. Это высококонкурентная среда, в которой лидерства не добиться без ежедневной доработки материалов, расширения предлагаемых программ, работы над сервисом и сотрудничества с разными, но обязательно опытными и квалифицированными практикующими врачами.

Скорость информирования учащихся о появлении новых разработок, технологий, научных изысканий медицинской сферы – главное преимущество дистанционных образовательных учреждений. Конечно, можно возразить, что это несравнимо, ведь первоочередная задача очных университетов начального медицинского образования заключается в обучении именно традиционным диагностическим, терапевтическим и профилактическим методикам. И это верно. Однако существующая еще со времен СССР образовательная система требует если не полной переработки, то хотя бы некоторой корректировки.

Необходимо начать повсеместно внедрять дистанционные технологии в процесс обучения. Часть обязательных предметов медицинских университетов дает исключительно теоретические знания, а значит, может быть полностью перенесена в онлайн-формат. Помимо того, что удаленный просмотр лекций более удобен для студентов (не нужно вставать ни свет ни заря, тратить время на дорогу и т.д.), здесь и изменения в материалы вносят гораздо быстрее.

Нужно понимать, что любые правки лекционных программ разрабатываются, согласовываются и утверждаются достаточно продолжительное время. В удаленном варианте необходимость этих процессов отпадает, а технически актуальная информация добавляется легко и быстро, что в конечном итоге положительно влияет на осведомленность студентов.

Развитие медобразования

Постоянная начитка лекций зачастую лишает преподавателей возможности вести практику, а значит, знакомить студентов с реальными кейсами будней врача. Все свое время им приходится тратить на наставничество и, в лучшем случае, ведение научной деятельности. Дистанционный формат освобождает педагогов от необходимости постоянного нахождения в стенах университета и позволяет свободно вести практику.

В этом же пункте открывается еще одно преимущество удаленного обучения – дешевизна. Привлекая часть профессорско-преподавательского состава эпизодически (только для записи лекций и принятия зачетов), можно существенно сократить издержки на выплату зарплаты, на аренду/содержание помещений для занятий. Таким образом, общее уменьшение расходов университета удешевит стоимость обучения.

В-третьих, невероятно важно развивать программы обмена студентами и проекты международного сотрудничества в сфере медицинского образования. В данный момент такого рода интеграция находится в зачатке, однако внимание к вопросу коммуникации с зарубежными коллегами неустанно растет.

Сотрудники АМО считают, что при должном подходе и тщательной проработке вышеупомянутых моментов можно значительно повысить качество и удобство получения первого медицинского образования.

Профессорско-преподавательский состав АМО

Будучи лидером рынка дополнительного медицинского образования, академия как никто другой понимает важность привлечения к сотрудничеству опытных, а главное практикующих врачей. Именно эти специалисты могут не только донести до слушателей курса теорию, но и поделиться решениями сложных практических вопросов, предостерегая тем самым студентов от возможных ошибок. 

АМО приглашает экспертов и для проведения семинаров, освещающих актуальные медицинские темы. Так, например, на базе академии в скором времени пройдет ряд мероприятий по темам: 

  • Профилактика стресса и выгорания у специалистов здравоохранения;
  • Современные алгоритмы и стандарты в гастроэнтерологии;
  • Неотложная и экстренная медицинская помощь на догоспитальном этапе – с практической отработкой навыков. 

Академия медицинского образования – ваш сегодняшний вклад в будущий карьерный рост.

Источник: АМО

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.