Правительство планирует тестировать новую оплату труда медработников

Президент в курсе
О том, что власти намерены доработать параметры новой системы оплаты труда бюджетников, заявила в ходе годовой коллегии Минтруда вице-премьер Татьяна Голикова. По ее словам, параметры фактически готовы, и уже в мае разработанную методику планируется передать регионам, которые станут первыми участниками пилотного проекта по ее внедрению. В области здравоохранения такими регионами станут Якутия, Курганская и Липецкая области. Других подробностей вице-премьер не озвучила.
Сейчас в бюджетных учреждениях различного уровня работают свыше 5 млн человек. Повышение зарплат бюджетников, которые, как правило, составляют одну из самых низкооплачиваемых категорий работников на региональных рынках труда, поможет правительству в достижении минимум двух национальных целей — сокращения уровня бедности в РФ до 6% к 2030 году и снижения коэффициента Джини (отражает уровень неравенства в обществе) к этому же сроку до 0,37.
Проблема оплаты труда бюджетников и медиков в частности стоит давно и остро — об этом неоднократно заявлял Владимир Путин. Так, в октябре 2024 года он выступил на пленарной сессии конгресса «Национальное здравоохранение 2024». «Проблема в том, что зарплата медработников привязана к средней зарплате в регионах… Понятно при этом, что этот уровень — разный и нередко значительно отличается даже в соседних субъектах Федерации», — пояснил президент.
Разброса в зарплатах медиков между регионами быть не должно, сказал глава государства. «Поэтому власти решились пойти на эксперимент. «В 2025 году мы отработаем новую более справедливую модель оплаты труда бюджетников в ряде пилотных регионов страны, — рассказал Владимир Путин. — А в начале 2027 года, надеюсь, это удастся сделать — распространить такую систему на всех сотрудников бюджетной сферы во всех регионах. Естественно, включая здравоохранение», — добавил он.
Давняя история
Еще в 2021 году Минтруд и Минздрав подготовили проект реформы по оплате труда медиков. Пилотная программа должна была стартовать в 2022 году в семи регионах. Предполагалось, что зарплата врачей будет состоять из оклада и стимулирующих и компенсационных выплат. При этом высокий уровень зарплат должен был формироваться не за счет повышенной нагрузки на работника, а за счет его квалификации и опыта. Размер оклада, согласно проекту, рассчитывался учетом трех новых величин: расчетной величины (13,6 тыс. руб., МРОТ в 2022 году), коэффициента дифференциации окладов в зависимости от должности работника (1 до 3,13) и коэффициента экономического развития региона (на основе региональной медианной зарплаты). По стране он будет варьироваться от 1 до 3,08, в пилотных регионах — от 1 до 1,38.
Правительство также сформировало единый список компенсационных выплат (от 4 до 60% от оклада), среди которых, например, доплаты за работу в ночное время и в особых климатических условиях. Аналогичный перечень предполагался для стимулирующих выплат (от 10 до 60% от оклада, в том числе надбавки за работу в сельской местности, работу в выездных бригадах санавиации и наставничество). Однако ведомства не смогли согласовать проект реформы с Минфином из-за предполагаемого роста расходов региональных бюджетов на пополнение фондов оплаты труда.
Пилотный проект обсуждался в одной из рабочих групп Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, но так и не был вынесен на официальное рассмотрение, рассказывает сопредседатель межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал. «Если бы эти планы были реализованы, это привело бы к существенному повышению зарплат в большинстве регионов по большинству медицинских должностей, и проблема кадрового дефицита в здравоохранении на сегодняшний момент находилась бы уже в стадии активного решения», — говорит эксперт.
В пилотном проекте за точку отсчета был взят запланированный на 1 января 2022 года МРОТ, которому должен был соответствовать оклад санитарки в 12 регионах с самой низкой медианной зарплатой, приводит расчеты Андрей Коновал. Для сравнения: на тот момент оклад санитарки в Курганской области (этот регион был самым «высокооплачиваемым» из 12 этих регионов) был в два раза меньше. От этого минимального оклада отталкивалась тарификационная сетка — оклады каждой группы должностей медработников умножались на квалификационный коэффициент. За счет этого оклад фельдшера бригады скорой помощи устанавливался, например, в размере около 21 тыс. руб., а оклад врача — более 30 тыс. руб.
Для сравнения: сегодня, в 2025 году, например, оклад фельдшера скорой помощи в Забайкальском крае или в Ростовской области составляет немногим более 13 тыс. руб. И если применить тот пилотный проект к нынешним условиям (МРОТ на уровне 22 440 руб., то зарплата, например, фельдшера скорой помощи в Курганской области со всеми надбавками составила бы 65—70 тыс. руб. Это близко к зарплате, которую получают сегодня фельдшеры бригад СМП в Петербурге, если работают на одну ставку, — 70—80 тыс. до вычета 13% подоходного налога.
Впрочем, помимо оклада и стимулирующих надбавок пилотный проект предполагал коэффициент экономической дифференциации, привязанный к уровням медианных зарплат в регионах — чем выше медианная зарплата, тем выше коэффциент. Если в 12 самых низкооплачиваемых регионах его определили в единицу, то, например, максимальный для Москвы — в 3,08, а Петербург — в 2,38. Соответственно, максимальный разрыв в зарплатах составил бы в 2,5—3 раза, что, «конечно, выглядело не очень логично в контексте провозглашенной задачи снизить дифференциацию зарплат между регионами».
Все упирается в деньги
Так или иначе, но прежний пилотный проект в целом был отложен на дальнюю полку, что от него войдет в новый — неизвестно. «Некоторый оптимизм вселяет то, что в прошлом году задача создания отраслевых системы оплаты труда бюджетников вошла в новые майские указы президента, были поставлены четкие сроки: в 2025 году — запуск пилотных проектов, в 2027 году — внедрение в целом по стране», — отмечает Андрей Коновал.
Но, указывает эксперт, есть опасение, что правительство и сегодня не готово приступить к реальному запуску пилотных проектов. «Пока в публичном поле заявлено лишь, что в пилотные регионы отправят только некие «предварительные предложения», которые эти регионы будут «предварительно моделировать». И лишь потом эти результаты будут оформлять в пилотный проект, — говорит Андрей Коновал. — Надо понимать, что реальный пилотный проект требует серьезного дополнительного финансирования. Без него вся затея сведется примерно к тому же, что есть сейчас: оклады поднимаем, стимулирующие и компенсационные выплаты снижаем (например, за стаж и категорию, «ночные»), зарплата если и растет, то, как правило, не поспевает за ценами. Тогда это будут чисто косметические изменения, и реальное решение проблемы острого дефицита кадров в здравоохранении будет снова отодвинуто на неопределенный срок».
Если следовать логике чиновников, сегодня медики в среднем по стране получают неплохие деньги. Так, средняя зарплата врачей в России выросла с 80 тыс. в 2019 году до 123 тыс. руб. в 2024 году, заявил министр здравоохранения России Михаил Мурашко в начале 2025 года. «Цифры: средняя заработная плата у врачей по стране: 2019 год — 80 756 руб., 2023 год — 113 602 рубля, за 9 месяцев 2024 года — 123 259 рублей», — передает РИА Новости слова Мурашко, сказанные на заседании фракции КПРФ в Госдуме. Он уточнил, что средняя зарплата среднего медицинского персонала по стране выросла с 39,5 тыс. руб. в 2019 году до 61 тыс. руб. в 2024 году.
Между тем сегодняшняя методическая оценка расчета заработной платы грешит колоссальным количеством недостатков, отмечает директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович. По ее словам, средняя заработная плата, в зависимости от специфики реального сектора экономики в регионе, может сильно отличаться. Вторая проблема связана с тем, что в составе зарплаты врачей есть три компонента. Это оклад, который должен составлять менее 50% зарплаты, компенсационные выплаты, которые не могут быть уменьшены, потому что определяются нормативными документами, и стимулирующие выплаты, которые начисляются во многом исходя из субъективной оценки людей их назначающих — главного врача или руководителей органов управления здравоохранения. Как следствие, по регионам заработная плата очень сильно может отличаться.
За регулирование заработной платы большинства государственных медучреждений несут ответственность власти регионов, при этом Федеральный ФОМС устанавливает и собственные нормативы финансирования, добавляет Андрей Коновал. Система выстроена таким образом, что невозможно установить, кто в конечном счете несет ответственность за проблемы с зарплатами медработников. Главный врач кивает на недостаток финансирования и тарифы ОМС, а система оплаты труда регулируется в том числе через региональные нормативные акты. Власти региона ссылаются на рекомендации федерального центра и на то, что их собственные бюджетные возможности ограничены. Федеральный центр традиционно отвечает, когда медработники обращаются с жалобами, что проблему надо решать на уровне регионов или даже в конкретном учреждении.
В поисках баланса
Тот пилот, о котором идет речь сегодня, призван сделать ситуацию более справедливой, уверена Лариса Попович. Согласно данным Росстата, разница между максимальной и минимальной заработной платой в среднем по всем типам медицинских организаций составляет больше пяти раз. К тому же в отдельных муниципальных медицинских организациях до сих пор катастрофически низкая заработная плата, никак не соответствующая указу президент. Например, на Камчатке заработная плата врачей составляет 251 тыс. руб., а в Кабардино-Балкарии — 11 тыс. руб.
Проблема муниципальных учреждений повсеместна — в них редко поднимается зарплата выше 30—40 тыс. руб., рассказывает Лариса Попович. В Чувашии, например, в федеральных учреждениях получают в полтора раза больше, чем в среднем по республике, а в муниципальных образованиях они получают лишь половину от того, что платят «федералам». Таким образом, можно говорить о несбалансированном соотношении заработных плат. Сегодня среднее по России — это 82 тыс. руб., что, по словам эксперта, «вызывает недоумение у врачей».
Выравнивание заработной платы, по ее мнению, — очень правильная идея, хотя бы потому, что при относительно равных зарплатах во всех регионах у медика не будет мотива уезжать из своего региона. Сегодня «богатые» регионы высасывают персонал из менее обеспеченных за счет колоссальной разницы в заработных платах. «Один и тот же по сложности и квалификации труд не может стоить в пять, а то и в 22 раза меньше, чем в другом регионе. Диспропорцию необходимо устранять», — подчеркивает Лариса Попович.
И пилоты как раз нужны для того, чтобы понять, насколько реально придется повышать ресурсную базу, а во-вторых, социально-экономический эффект от этого может быть куда выше просто потому, что изменится состояние здоровья населения в тех регионах, где врачи не будут покидать место своего пребывания. Другой вопрос: как будут выравнивать заработную плату? «И здесь очень важно, во-первых, объективно оценить единицу труда врача, а во-вторых, начисление стимулирующей заработной платы должно идти по объективным критериям, а не только по степени лояльности руководства. Все должно быть отражено в трудовом договоре. Вероятно, сначала нужно выровнять те части, которые регулируют компенсационные выплаты, а со стимулирующей частью можно поэкспериментировать и посмотреть, как ее можно изменить и как на это будут реагировать врачи», — говорит Лариса Попович.
Увеличение и фиксация постоянной части дохода медицинских работников — позитивное направление реформы оплаты труда бюджетных сотрудников здравоохранения, особенно в условиях абсолютного и прежде всего регионального дефицита кадров, соглашается директор Центра развития здравоохранения «Школы управления Сколково», Марина Велданова. Вместе с тем, полагает она, чтобы увеличение фиксированной части дохода не привело к росту бюджетных ожиданий и риску невыполнения других целей медицинской организации, необходимо сбалансировать целый ряд показателей работы сотрудников. Время на прием, организация пациентопотока, выполнение дополнительных задач и целей — управленческие параметры, которые связаны со структурой и размером выплат работникам. «Эффективное операционное управление в целом по организации и по системе работы каждого сотрудника — ключ к повышению фиксированной части оплаты труда при сохранении результативности и качества работы МО», — заключает госпожа Велданова.
Нет комментариев
Комментариев: 0