Предохранитель для врача

12.07.2022
08:00
Согласно МКБ-11, эмоциональное выгорание — синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен. Выгорание происходит исключительно в профессиональном контексте, не удивительно, что на данную проблему в последнее время все чаще обращают внимание работодатели.  

Профессиональное выгорание — бич современного здравоохранения во всем мире. Подверженные ему медицинские работники склонны чаще ошибаться, что негативным образом влияет на исход лечения и безопасность пациентов. При этом проблема стигматизирована, и лишь недавно на нее стали обращать внимание. О том, как с выгоранием борются в разных регионах России, шла речь на конгрессе «Национальное здравоохранение 2022», передает корреспондент «МВ».

Шкала оценки

Для оценки профессионального выгорания (ПВ) есть международный опросник, который рекомендован ВОЗ, переведен на русский язык и активно используется в практике, рассказал заместитель директора по организации здравоохранения Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ) Минздрава профессор Иван Деев. По его словам, исследования показывают, что уровень ПВ зависит от таких факторов, как пол, возраст, семейное положение, специальность врача, количество ставок, уровень заработной платы и поощрений со стороны руководителя. Если человек не видит обратной связи, не понимает, что его ценят, это негативным образом отражается на его психоэмоциональном состоянии.

«Мы проводили анкетирование в разных регионах и выяснили, что средний уровень ПВ по стране фиксируется у 7—8 человек из 10, — уточнил эксперт. — Те специалисты, которые работали с COVID-19, как в стационаре, так и в амбулаторном звене, были больше подвержены выгоранию».

Традиционно выделяют два пика уровня ПВ: первый — примерно через три года после окончания вуза. Это когда новоиспеченный специалист ощущает, что в реальной практике все не совсем так, как он ожидал, уточнил Деев. Второй приходится на возраст 45—47 лет, когда люди, оглядываясь назад, не понимают, на что они как профессионалы смогли повлиять.

tomsk2.jpg (201 KB)

К опроснику ВОЗ эксперты добавили свою анкету, в которой спрашивали медработников о допущенных профессиональных ошибках. Оказалось, что люди, которые имеют более высокую степень ПВ, чаще замечали собственные «промахи».

Что делать

Исследование, проведенное в Белгородской области после спада пандемии COVID-19, выявило основные причины ПВ. Среди них высокая нагрузка, определенные условия в городе или районе, которые не подходят сотруднику, сообщил министр здравоохранения региона Андрей Иконников.

«Мы собирались с главными врачами и губернатором и обсуждали эту проблему и как ее правильно решать, — рассказал он. — Затем в ЛПУ были проведены встречи с коллективами, на которых говорилось о том, что все понимают возросшую нагрузку и ценят работу, которую выполняют сотрудники, были даны контакты, куда можно адресовать возникающие вопросы».

В регионе обратили внимание на большое количество больничных листов среди медработников и решили провести пилотный проект на базе двух медицинских организаций, чтобы выяснить, как можно влиять на этот показатель.

«В первую очередь улучшили условия труда, создали комнаты отдыха, постарались уменьшить нагрузку на врачей, — поделился опытом Иконников. — Ввели должности регистраторов, которые взяли на себя обязанности по заполнению документации».

Раньше в области была одна спартакиада для медработников, а в этом году было решено сделать две: зимнюю и летнюю. Отзывы о мероприятии, прошедшем в феврале, были самые хорошие. Финал по волейболу прошел между командами двух медицинских организаций. За них пришли поболеть 3 тыс. человек. Министр выступал за Областную детскую больницу, где он раньше работал.

Наконец, в этом году в субъекте ввели звание «Заслуженный врач Белгородской области», чтобы отмечать заслуги коллег.

tomsk.jpg (450 KB)

В Липецкой области обратили внимание на то, что сами врачи не очень любят термин «профессиональное выгорание». Как правило, они говорят, что разочаровались в профессии, устали, хотят перейти на другое место работы, потому что там будут больше востребованы, отметил главный врач Липецкой областной клинической больницы Глеб Гутевич.

Для профилактики ПВ он решил организовать в медучреждении кабинет психологической разгрузки, но столкнулся с другой проблемой: психолог, который оказывает помощь персоналу ЛПУ, да и оснащение самой комнаты из ОМС не оплачиваются. Направить на эти цели часть доходов от коммерческой деятельности тоже сложно: коллектив не поймет, ведь есть более насущные потребности: обновление инструментария или увеличение зарплаты персонала.

«К счастью, помогли «добрые люди», — признался Гутевич. — Мы приняли на работу психолога, который утром работает в составе мультидисциплинарной бригады отделения НМК (нарушения мозгового кровообращения), а во второй половине дня — в кабинете психологической разгрузки».

Когда комната с аквариумом, массажными креслами и прочими обязательными атрибутами открылась, первые два месяца туда никто не ходил. Хотя у медиков были возможности как для индивидуальных, так и для групповых занятий.

«Вопрос был даже не в том, чтобы признаться себе, что у тебя есть какие-то проблемы, а в том, что «главный врач что-то задумал, наверное, он хочет увидеть, у кого в нашем коллективе что-то не то с головой», — предположил Гутевич.

Первыми начали ходить к психологу медсестры. Потом подтянулись и врачи. Сегодня график работы комнаты расписан на неделю вперед.

В Томской области исследование ПВ проводилось несколько лет назад, и тогда половина опрошенных медработников имели высокую или крайне высокую степени ПВ. Были выявлены и некоторые региональные закономерности, рассказала заместитель губернатора региона по социальной политике Алена Левко. Например: более подвержены ПВ медработники первичного звена, более молодые специалисты и представители среднего возраста, несемейные и бездетные.

На протяжении 12 лет в субъекте проводится конкурс «Спасибо доктору», когда пациенты голосуют за лучшего врача, лучшую медсестру, лучшего фармацевта, лучшую медицинскую организацию.

tomsk1.jpg (480 KB)

Презентация Алены Левко

На базе медицинского учреждения Томского медицинского университета был организован Центр по профилактике и борьбе с профессиональным выгоранием, в котором ведет прием психолог.

«Самое главное, что мы начали рассказывать людям, что такое ПВ, стали проводить тренинги, обучать работе со сложными пациентами, — рассказала Левко. — У нас есть идея реализовать такую психологическую помощь во всех медицинских организациях региона».

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.