Пятилетка недостроев: почему сроки сдачи крупных проектов в здравоохранении переносятся на годы
Правительство России в феврале утвердило перечень объектов здравоохранения, которые будут построены в 2023–2027 годах с использованием средств федерального бюджета. В список вошли 65 «приоритетных с точки зрения госфинансирования проектов». На их возведение планируется потратить 472,4 млрд руб. в рамках новой комплексной пятилетней государственной программы «Строительство».
Почему подорожали стройки
В списке много дорогостоящих объектов, которые предполагалось сдать в ближайшее время. Однако за последний год власти регионов многократно признавали: завершить строительство в заявленные сроки не получится. Основная причина — рост цен на стройматериалы и услуги.
Например, на три года сдвинулись сроки сдачи больницы скорой помощи (БСМП) в Севастополе на 470 коек и 200 посещений в смену. Ее возведение началось весной 2021 года. Подрядчиком была определена «дочка» Ростеха — «РТ-Соцстрой».
В прошлом году губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщал об отставании строительных работ. Он объяснил, что на фоне резкого роста расходов подрядчик не выставляет правительству счет, чтобы не рисковать и не разориться. Поэтому смета по строящимся объектам здравоохранения — БСМП и онкодиспансеру — была передана в Главгосэкспертизу для экспертной оценки. В результате стоимость выросла на треть — на 2,4 млрд руб. сверх заложенных в федеральной целевой программе 7,58 млрд руб.
Тот же подрядчик займется самой дорогой строкой списка — многопрофильным центром Федерального научно-клинического центра специализированных видов медпомощи и медтехнологий ФМБА в Ялте. Вместо 15 млрд руб., запланированных в 2021 году, на его возведение будет направлено уже 22,3 млрд руб.
ТOP15 самых дорогих медицинских строек
Источник: Распоряжение Правительства РФ No 267-р от 07.02.2023, СМИ
Денег в избытке
Опрошенные «МВ» эксперты в области организации здравоохранения на условиях анонимности сообщили, что считают основной причиной задержек организационные проволочки. «В бюджете есть деньги на эти цели, поэтому речь не идет об их нехватке, — сообщил руководитель крупного федерального учреждения. — Подтверждение этому мы видим в отчетах Счетной палаты об освоении средств».
Действительно, в 2021 году отмечалось низкое исполнение расходов на капитальное строительство в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы, сказано в «Отчете о работе направления аудита здравоохранения и спорта Счетной палаты в 2022 году». Кассовое исполнение лимитов бюджетных обязательств составило по Минздраву 74,4%; по ФМБА 48,9%. Из 16 объектов Минздрава, предусмотренных к вводу в 2021 году, было завершено восемь, подлежавшие вводу два объекта ФМБА достроены не были.
По состоянию на 1 января 2022 года объемы незавершенного строительства по линии Минздрава оценивались в сумму 1,258 млрд руб., по линии ФМБА — в 8 млрд руб.
Единый заказчик
Все объекты, строительство которых идет за счет средств федерального бюджета, курирует «Единый заказчик в сфере строительства». Публично-правовая компания (ППК) создана в начале 2021 года. Ей передан, в том числе, контроль над завершением долгостроев социальной инфраструктуры. ППК курирует более 25 объектов здравоохранения, сообщили «МВ» в пресс-службе организации.
Именно по этим проектам происходит значительная пробуксовка, считают эксперты. Фактически дополнительная структура увеличивает риск усложнения и без того непростой процедуры согласования работ и выделения средств, говорит директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович.
Сложности начинаются на этапе заключения контрактов, отмечает она: «Каждое изменение в типовом контракте на строительство необходимо согласовывать, и это может быть сопряжено с необходимостью объявления нового конкурса. Это затягивает все этапы реализации проекта».
Она добавила, что часто слышит жалобы регионов на то, что федеральный Центр затягивает до последнего перечисление средств. «По моему мнению, основная проблема кроется в организационно-бюрократических проволочках, сопровождающих процесс строительства», — отмечает Попович.
В ППК уверяют, что используют все механизмы для быстрой реализации проектов. «Правительство оперативно выпустило ряд постановлений, позволивших и экспертизе, и заказчику принимать и рассматривать изменения инженерно-технических решений проектной документации, — сообщили в пресс-службе. — Если контрагент из-за санкций сталкивается с проблемой поставки оборудования или отсутствия российских аналогов, то есть, как минимум, право быстро все поменять».
Высокие риски
В пример «Единый заказчик» приводит несколько значимых проектов. Среди них Федеральный детский реабилитационный центр в Подольске площадью более 45 тыс. м2. Разрешение на его ввод в эксплуатацию было получено 30 декабря 2022 года, первых пациентов учреждение должно принять весной 2023-го.
Центр, который начали строить в 2018 году, удалось сдать на два года позже. Его стоимость выросла по нынешним меркам совсем незначительно — с 4,09 млрд до 4,7 млрд руб.
Сейчас ППК курирует строительство аналогичных объектов в Новосибирской области и в Крыму (Евпатория). Первый попал в правительственный список федеральных долгостроев — срок его сдачи сдвинут с 2024-го на 2027 год. А стоимость строительства выросла с 7 млрд до 15,8 млрд руб.
Если проект делали полтора-два года назад, его реализация осложняется новыми реалиями, отмечает первый проректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Николай Прохоренко. «В смету могли быть заложены комплектующие и решения, основанные на технологиях, которые сейчас нам недоступны, труднодоступны или стали очень дорогими», — объясняет он.
В результате суммы, которые были зафиксированы на аукционах, начинают отставать от потребностей. «Внесение изменений в сметы и бюджеты — это, как правило, годовой процесс», — говорит Прохоренко. Бюджетная система не предусматривает бытовой уровень поведения, добавляет он. Даже если свободные средства в бюджете есть, чтобы их направить на конкретный объект, нужно пройти долгий путь согласований и утверждений.
Задержки из-за подрядчиков
Не спешат с реализацией проектов и подрядчики, полагает руководитель одной из компаний-инвесторов, пожелавший остаться неназванным. «Сказывается нестабильность экономики — рост цен, динамика ключевой ставки, — отмечает он. — Выигрывая аукцион, строительная компания как будто крутит рулетку — она не знает, заработает ли запланированную сумму, в три раза меньше или уйдет в минус. Сталкиваясь, к примеру, с высокими кредитными ставками, она старается отложить реализацию проекта. В результате стройка опять дорожает».
Политические изменения в стране существенно изменили ход строительства. Уход иностранных строительных брендов с российского рынка оказал значительное влияние на стоимость и сроки производства работ. В связи с изменением логистических цепочек возникла нехватка не столько строительных материалов, сколько качественного профессионального оборудования, рассказал «МВ» генеральный директор ООО «Олимпия» Олег Василенко.
Еще одной причиной увеличения сроков строительства он считает территориальное расположение медицинских объектов, которые возводятся, как правило, в густонаселенных районах с плотной застройкой в жилых и административных зданиях: «Закон о тишине» не позволяет проводить там шумные строительные работы круглосуточно. Также на таких объектах имеется нехватка свободного места для хранения стройматериалов, что вынуждает вести строительство «с колес».
Иногда медучреждения сталкиваются с проблемами еще на стадии проектирования. Для того чтобы их разрешить и приступить к строительству, могут потребоваться годы.
Так, подрядчик реконструкции и развития комплекса НМИЦ им. акад. Е.Н. Мешалкина (вторая очередь) за 9 месяцев с момента заключения контракта не показал никаких результатов работ. В результате центр был вынужден расторгнуть контракт в одностороннем порядке, обратиться в новосибирское УФАС для внесения «СоюзпромНИИпроект» в реестр недобросовестных поставщиков.
С августа 2021 года клиника отстаивает свою правоту. В январе 2023 года Арбитражным судом Новосибирской области вынесено решение в пользу НМИЦ, по которому с подрядчика полностью взысканы авансовый платеж по контракту, пени за просрочку его исполнения, проценты за пользование чужими деньгами (авансом). В удовлетворении встречного иска о возмещении якобы понесенных подрядчиком расходов отказано. Рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 25 апреля.
С учетом стратегической важности объекта Минздрав России изыскал возможность не останавливать реализацию инвестиционного проекта. В 2022 году были выделены средства для заключения нового контракта на проектирование.
«Контракт в конце ноября заключен с барнаульской компанией «Архи групп», и сегодня уже выполнены изыскания, идет активная работа с планировками. Нет сомнений, что работы будут выполнены в полном объеме и в срок», — сообщил «МВ» зам. генерального директора НМИЦ по экономике и финансам Артем Пухальский.
Нет комментариев
Комментариев: 0