Разработчики нового порядка онкопомощи ответили на критику

10.12.2020
12:25
Авторы нового порядка онкопомощи объяснили необходимость трансформации службы. Основной целью документа в Минздраве называют обеспечение качественной медицинской помощи.

Директор Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава Екатерина Каракулина и один из разработчиков нового порядка онкологической помощи взрослому населению, заместитель директора по реализации федеральных проектов НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина Тигран Геворкян, рассказали об основных новеллах документа и парировали часть критических комментариев в его адрес. Проект порядка находится «на финишной прямой», сообщили они на онкологической секции конгресса «Медицина и качество 2020» 7 декабря.

Кто против

Первый вариант нового порядка онкопомощи взрослому населению был представлен на общественное обсуждение в августе этого года. Документ критиковали в основном за фактический запрет на получение медицинской помощи в других регионах, а частные центры – за их устранение из территориальной программы ОМС. Минздрав информацию о запрете на свободный выбор медучреждения опроверг, но отправил проект на доработку.

Критические отзывы поступили от Национальной медицинской палаты, ФАС и пациентских организаций, которые успели с ним ознакомиться. Особенно резко высказывались представители частных клиник, заявив, что большая часть новых критериев, например, требования к коечному фонду, завышены и невыполнимы для небольших медцентров.

Бизнес усмотрел в проекте попытку регулятора создать новые барьеры и фактический лоббизм интересов государственных медорганизаций. Такой посыл отмечался в комментариях большинства представителей частных клиник – участников системы ОМС.

В защиту вертикали

В новом документе предусмотрены четкие градации для диспансеров, онкологических отделений и лицензионных требований к ним, в соответствии с которыми каждый регион в зависимости от численности населения должен выстраивать онкослужбу. В прежней версии порядка, принятого в 2012 году, таких критериев и требований не было, отметила Каракулина. «Требовалась классификация с точки зрения научного клинического подхода», – пояснила она.

По словам представителя Минздрава, главная цель разработчиков документа – более активное использование референсных центров для верификации диагноза, контроль за маршрутизацией каждого онкопациента, принцип соблюдения преемственности лекарственной терапии в амбулаторном звене после проведенного высокотехнологичного вмешательства.

Основные изменения

depositphotos_424088758_l-2015.jpg (175 KB)

1.jpg (155 KB)

В новой версии порядка, в отличие от прошлой, описан весь спектр близких к онкологии областей: онкогематология, радиология, радиотерапия, рассказал Геворкян. Он отметил, что действующий приказ Минздрава вступал в противоречие со многими другими нормативными документами. Например, с правилами организации эндоскопических и патологоанатомических исследований.

«В новом порядке есть отсылочные нормы, то есть все действия, связанные с этими видами диагностики и видами помощи, будут применяться в соответствии с правилами организации этих диагностических процедур. Маршрутизация была не конкретизирована. Ее конкретизировали и определенным образом структурировали. Важно, что документ синхронизирован, естественно, с программой государственных гарантий», – подчеркнул Геворкян и уточнил, что речь идет о сроках оказания медицинской помощи.

Во имя пациента

В прежней версии приказа отсутствовали также требования к составу консилиума. При этом опыт выездной работы онкоспециалистов в регионах показал, что проблемы компетенции для ряда территорий ключевые, отметил эксперт Центра Блохина. «Требования к врачебным консилиумам, с одной стороны, ужесточены, но при этом дается возможность осуществлять их с применением телемедицинских технологий. То есть в большинстве случаев пациент может получить консультацию врачебного консилиума в клинике, которая соответствует этим требованиям», – пояснил он.

Определены рубрики МКБ, по которым пациент может консультироваться в национальных медицинских центрах. Данный пункт, по словам Геворкяна, был введен, так как по результатам выездов в регионы выявлялись проблемы с качеством помощи по редким видам онкологических заболеваний.

Были актуализированы штатные нормативы: с учетом современных требований к профстандарту и нагрузке на специалистов описаны критерии организации онкодиспансеров и специализированных клиник, виды оказываемой в них медпомощи, в том числе с применением телемедицинских технологий, разработан перечень дополнительного оснащения для каждого хирургического отделения с учетом специфики их работы. Прописаны механизмы информационного обмена между онкодиспансером, центром амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП) или первичным онкологическим кабинетом, критерии организации дневных стационаров для проведения противоопухолевой лекарственной терапии (он может быть как в составе круглосуточного стационара, так и самостоятельной структурной единицей).

«Мы даем конкретные требования по организации этих структурных подразделений, которые могут существовать в разной форме и в составе разных медорганизаций, но не ужесточаем их. Таким образом, новый порядок позволяет собрать конкретную модель оказания помощи, в том числе специализированной, под потребности региона», – пояснил Геворкян. Он подчеркнул, что требование о наличии ОРИТ для отделений противоопухолевой лекарственной терапии обусловлено потребностями «тяжелых» пациентов и статистикой осложнений.

Войны за территорию

Специалист прокомментировал вызвавший больше всего критики раздел документа – «территориальное планирование».

«По новому порядку медицинская организация будет получать определенный объем в рамках территориальной программы госгарантий. Мы должны все возможное организовать внутри региона, правильно распределить эти объемы. А все, что не можем, но клинические рекомендации требуют включить в территориальный приказ, – перераспределить в те организации страны, где эти технологии представлены, включая, естественно, ресурсы федеральных центров», – пояснил Геворкян.

Он отрицает попытку ограничить территориально доступность онкопомощи. «Для единственной хирургической операции в своей жизни пациент готов ехать и в областной, и в федеральный центр, где он может получить эту помощь на высоком уровне», – отметил специалист.

По его словам, с такой же мотивировкой предусмотрены ограничения по минимальному количеству коек для медорганизаций, которые оказывают хирургическую помощь (не менее 75 коек по профилю «онкология» и не менее 25 коек – для онкологического отделения). Их цель – обеспечить в ЛПУ базовое минимальное количество отделений (два-три), а также высокий уровень компетенций специалистов.

«Это та мощность, которая будет позволять, например при раке молочной железы, выполнять такое количество хирургических операций, которое косвенно будет обеспечивать уровень и степень компетенций специалиста», – пояснил Геворкян.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.