Регионы повышают расходы на санавиацию – и требования к ней

17.12.2018
00:00
Ряд субъектов РФ повышает требования к санитарной авиации и добивается значительного увеличения числа вылетов и возможности эвакуации пациентов в сложных условиях. 

Еще не так давно немногочисленные санитарные самолеты и вертолеты подолгу простаивали на аэродромах, а там, где их не было, на вылеты отправлялись арендованные не приспособленные для этих целей борты. По данным АО «Вертолеты России», в среднем за год медицинский вертолет в труднодоступных и удаленных регионах проводил в воздухе не более 170 часов, в густонаселенных регионах – 90 часов (один час за четыре дня!). При этом «выделяемые средства не позволяли эксплуатировать медицинскую авиацию в полном объеме», а отсутствие гарантированного «налета» не давало возможности выделять воздушные суда только в интересах санитарной авиации.

В 2017 г. положение дел стало меняться, на медицинские авиауслуги теперь выделяется дополнительное финансирование. Растущие требования к числу вылетов и специальному оснащению вертолетов означают и более эффективное использование авиационной техники, которая совершает заметно большее число вылетов.

Новгородская область планирует в 2019 г. впятеро увеличить финансирование санитарной авиации – до 45 млн руб. против 8 млн в нынешнем. Число вылетов должно вырасти до 115, тогда как в 2018 г. их было всего 7, по договору с МЧС об аренде вертолета Ка-32. Кроме того, часть вылетов была совершена петербургской службой «Медспас». Для обеспечения медицинской эвакуации в 2019 г. региональный Минздрав проведет и дополнительный конкурс на использование небольшого вертолета, лицензированного в соответствии с требованиями санитарной авиации и способного совершить посадку на автотрассе для эвакуации пострадавших в ДТП (такими характеристиками обладает, например, «Ансат» российского производства).

Об увеличении софинансирования санавиации со стороны региона и федерального центра сообщил Минздрав Республики Коми. В 2017 г. в регионе вертолетом Ми-8 с медицинским модулем в ходе 356 вылетов эвакуировано 509 человек, в том числе за счет федеральной субсидии 399 пациентов при 290 вылетах. В 2018 г. объем субсидии составил 60,5 млн руб. (то есть 70% средств на закупку авиационной услуги), в 2019 г. он достигнет 65,6 млн (82%). Среди эвакуированных – пациенты с острым инфарктом миокарда и острым нарушением кровообращения, беременные женщины; авиация также доставляет в медучреждения труднодоступных районов лекарственные препараты, кровь и ее компоненты.

В 2018 г. Вологодская область в лизинг приобрела санитарный вертолет (с медицинским модулем и возможностью оказания реанимационной помощи в полете) Ми-8АМТ стоимостью более 500 млн руб. Он способен перевозить 4 лежачих и 8 сидячих пациентов. В 2017 г. санавиация региона выполнила 115 вылетов, эвакуировав 228 человек. Для этого использовались пассажирские, т.е. не специализированные, вертолет Ми-8 и самолет Як-40. В 2018 г. уже специальным вертолетом выполнено 215 вылетов, в ходе которых эвакуировано 380 пациентов (годовое задание составляет 450 чел.). Общий объем средств на санавиацию региона, выделенных из областного и федерального бюджетов, за 2017–2018 гг. был равен 206,5 млн руб.

Подход к санавиации, практикуемый в Коми, Вологодской и Архангельской областях, подразумевает не только экстренные вылеты, но и эвакуацию пациентов из отдаленных районов, если обычным транспортом она нежелательна, – например, из-за состояния больного или бездорожья.

На Вологодчине создаются четыре межрайонных высокотехнологичных медицинских центра с вертолетными площадками. Число таких площадок при медучреждениях в большинстве регионов Северо-Запада России остается ограниченным, на их создание во многих случаях региональные минздравы тратят по нескольку лет и выделяют значительные суммы на проектирование, чтобы эти точки соответствовали всем требованиям для ночных посадок и взлетов.

Между тем в Забайкальском крае до конца 2018 г. откроют 27 вертолетных площадок, рассчитанных на медицинскую эвакуацию, в дальнейшем их число будет доведено до 29. На создание площадок стоимостью около 350 тыс. руб. каждая выделено 10 млн руб. Сейчас в регионе действует 17 точек. Для сравнения: в Волгоградской области, где число вылетов за этот год может достичь 300 (в 2017 г. их было около 200), таких площадок 35.

В ряде крупных регионов с территориальной разбросанностью на услуги санавиации выделяются действительно большие суммы. Республика Саха (Якутия) проводит 14 декабря четыре аукциона на оказание этих услуг в 2019 г. общей стоимостью до 811,4 млн руб. В апреле республика провела два аукциона на авиауслуги (на период до конца января 2019 г.) на 474,2 млн руб. В Ямало-Ненецком округе в ноябре состоялись два аукциона на авиауслуги общей стоимостью 820,3 млн руб. (это в 100 с лишним раз больше, чем профинансировала Новгородская область). Заказчиком выступила Салехардская областная клиническая больница, единственным участником торгов, с которым и был заключен контракт, стала авиакомпания «Ямал».

Развитие санавиации происходит на фоне планируемого роста федерального финансирования на эти цели с 3,3 млрд руб. в 2018 г. до 4,6 млрд в 2019 г., 4,8 млрд в 2020-м и 5 млрд в 2021 г., хотя еще не так давно планировалось, что с 2020 г. расходы возьмут на себя регионы. Субъекты РФ, в свою очередь, выделяют на медэвакуацию больше средств, чем в прежние годы, поскольку теперь им, даже несмотря на бюджетные проблемы, за это приходится отчитываться. А у государственных корпораций возник свой интерес к техническому обеспечению здравоохранения. Пока давление «сверху» остается главным двигателем прогресса в медицинской авиации.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.