«Скорую» ускорят не спеша

10.03.2023
11:06
В октябре 2019 года вышел приказ Минздрава России № 827, согласно которому до конца 2024 года в регионах должны быть созданы единые диспетчерские службы скорой медицинской помощи. Работа продвигается небыстро, свидетельствуют опрошенные «МВ» участники рынка. Одна из основных причин промедления — к реализации проекта не привлекли Минцифры.
Кол-центр Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова | Фото: mos.ru

В чем суть реформы

О предстоящем переходе на единые диспетчерские службы скорой медицинской помощи (ЕДС СМП) «103» руководившая в ту пору Минздравом Вероника Скворцова рассказывала в марте 2019 года. Главная цель — повышение скорости реагирования и качества медицинской помощи.

«Если человек проживает на территории вашего региона на периферии и у него 150 километров до ближайшего сосудистого центра, а в 30 километрах в соседнем регионе есть сосудистый центр, грубейшая ошибка против человечности и против профессиональных наших с вами установок везти 150 километров — он должен быть доставлен, куда быстрее и эффективнее», — поясняла министр.

После того, как переход завершится, произойдет объединение всей системы в единый национальный контур, анонсировала Скворцова. «Мы должны видеть и в соседних регионах все машины. Должна приехать та «скорая», которая ближе», — настаивала она.

«В отдельных территориях машины скорой помощи простаивают, а в других на них большая нагрузка. С помощью единой системы мы сможем регулировать потоки направления бригад «скорой», — прогнозировал в октябре 2022 года на «круглом столе» в Заксобрании Ростовской области начальник управления лечебно-профилактической помощи регионального Минздрава Владимир Шин.

По его словам, для города вопрос, возможно, не актуален, а вот для сельских районов, где радиус охвата территории одной бригадой составляет 25 км, — вполне. Регион планирует перейти на единую диспетчерскую службу в 2023 году.

Что поменяется

Как работала диспетчеризация звонков на телефон скорой медицинской помощи испокон веков? Пациент в «деревне Гадюкино» набирал номер 03, и его звонок поступал диспетчеру в райцентре, оттуда направляли бригаду СМП. Теперь вызов будет поступать в единую диспетчерскую в областном центре. Но физически направлять его не в рай-, а в облцентр должен оператор связи, который подчиняется Минцифры, и вот тут начались проблемы, потому что его к этому проекту не привлекли.

Некоторые территории обходят этот бюрократизм, установив в «Гадюкино» устройство, которое «забирает» звонок и через интернет передает в областной центр. Но зона ответственности за непринятый вызов в таком случае ложится на главврача районной больницы. Если раньше он отвечал только за свой район, то теперь фактически берет на себя ответственность за весь регион, пояснил «МВ» специалист АО «ИскраУралТЕЛ» Василий Титов.

«Потому что оператор связи из этой цепочки исключен, а реализованная схема передачи вызовов ни с кем не согласована, — говорит эксперт. — То есть желая выполнить поставленную задачу, главврач сильно рискует возможными последствиями.

Самое интересное, что аналогичные процессы были отлажены при внедрении «Системы-112», но тогда МЧС работало во взаимодействии с Минцифры. Сейчас же фактически приходится заново изобретать велосипед.

Как обстоят дела в регионах

Узнать у Минздрава, сколько регионов уже имеют ЕДС СМП, не удалось, запрос «МВ» остался без ответа.

В Департаменте здравоохранения Москвы сообщили, что Единый городской диспетчерский центр службы скорой и неотложной медицинской помощи (ЕГДЦ) был организован еще в 2017 году. Комплекс включает алгоритмы опроса абонента в зависимости от жалоб, систему анализа и автоматизированного принятия решения и уникальное программное обеспечение. В результате его внедрения время приема вызова сократилось вдвое.

В Башкирии мероприятия по переходу на ЕДС СМП выполнены в установленные Минздравом субъекта сроки, сообщили в ведомстве на запрос «МВ».

Минздравом РБ в 2020 году совместно с ПАО «Мегафон» успешно было проведено тестирование функционала предоставления операторами связи информации о месте нахождения пользовательского оборудования, уточнила зам. министра здравоохранения Башкирии Динара Еникеева. Но затем работа была приостановлена до вступления в силу изменений в Федеральный закон «О связи», которые должны обязать операторов предоставлять такую информацию диспетчерам экстренных оперативных служб. Речь идет о возможности определять местонахождение абонента в момент поступления звонка на номер «103». Пока такой порядок действует только в отношении номера «112». Введение в промышленную эксплуатацию данного функционала, как и запуск ЕДС СМП намечены на 2023 год.

В Курской области с 2020 года введена в эксплуатацию единая региональная автоматизированная информационная система управления — АСУ «Скорая помощь», в декабре 2022 года завершено поэтапное объединение городской станции СМП и профильных отделений центральных районных больниц в одно юрлицо. С 2021 года ведется работа по проектированию и внедрению ЕДС СМП. Завершена разработка технического проекта, получены положительные заключения от Минцифры, Минздрава, МЧС и Комитета региональной безопасности. Сейчас ведется внедрение заложенных проектом технических решений, которое планируется завершить во втором квартале 2023 года, после чего будет запущен централизованный прием и обработка обращений с территории всего субъекта на базе ЕДС СМП, сообщил первый зам. министра здравоохранения Курской области Евгений Гориводский.

По его словам, при реализации проекта регион столкнулся с рядом сложностей, включая слабое регулирование на уровне методических рекомендаций, нормативно-правовых актов по созданию единой диспетчерской службы и процесса изменения маршрутизации звонков по номеру «103» на сети операторов связи. Препятствием стало и отсутствие нормативного обоснования передачи операторами связи информации о месте нахождения пользовательского оборудования.

«В условиях, когда диспетчер по приему вызовов находится не на территории муниципального образования и может просто не знать, к примеру, устоявшихся или «народных» названий определенной местности или географических ориентиров, такой функционал способен спасти не одну жизнь», — подчеркнул Гориводский.

В обращении в Минцифры Минздрав Курской области предложил реализовать пилотный проект по отработке получения данных о месте нахождения абонента для номера «103». На базе областной ССМП обеспечена полная готовность: закуплено оборудование и ПО для организации единого контакт-центра, в том числе технические средства обработки информации и передачи экстренных коротких текстовых сообщений. Пока ответа на обращение не поступило.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.