Теневая экономика – первоисточник платности в общественном здравоохранении  

05.09.2023
10:51
Около трети текущих расходов на здравоохранение в России покрывается личными платежами населения. Причины этого и возможные пути решения проблемы специально для «МВ» анализируют эксперты.

Что считали

Ключевой индикатор эффективности финансирования здравоохранения – OOP%CHE, доля личных медицинских платежей домохозяйств «out-of-pocket» (OOP – прежде всего покупка частными лицами платных услуг и лекарств) в текущих расходах на здравоохранение (CHE). Важность мониторинга OOP%CHE обусловлена, с одной стороны, негативным влиянием OOP на доступность медпомощи и здоровье населения. Исследования показывают, что в развитых странах даже относительно невысокие OOP вынуждают пациентов отказываться от медицинской помощи по финансовым причинам. Особенно уязвимы перед OOP пенсионеры, люди с низкими доходами и/или хроническими заболеваниями, а также проживающие в районах со слабо развитой общественной медицинской инфраструктурой.

С другой стороны, OOP – детерминанта бедности и причина банкротств домохозяйств даже в развитых странах. Отсюда выделение так называемых катастрофических OOP («разорительные выплаты»), которые определяются ВОЗ как медицинские платежи домохозяйств, превышающие 40% их платежеспособности.

К сожалению, в России нет статистического учета домохозяйств с катастрофическими медицинскими платежами, а OOP%CHE в течение последних десятилетий многократно превышает уровень 15–20%, который считается относительно безопасным для населения. Например, в 2019 году, по данным ВОЗ, россияне выложили из своих карманов 36,6% расходов на здравоохранение. Конечно, это меньше, чем, например, в Армении, где OOP достигли 84,8% расходов здравоохранения – то есть бесплатной медпомощи в привычном понимании уже не существует. Но ситуация, когда при очень широкой программе госгарантий бесплатной медицинской помощи (ПГГ) больше трети расходов на здравоохранение покрывается населением, вызывает тревогу и закономерный вопрос: почему?

Ошибочная гипотеза

Эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) объясняют растущую платность ростом доходов россиян и их запросов к качеству медицины. В рамках этой логики, с одной стороны, чем богаче страна и чем выше доходы граждан, тем выше должна быть доля личных платежей в расходах на здравоохранение. То есть россияне более богаты и поэтому более капризны, чем французы, немцы или американцы, чьи расходы на медицину составили, по данным ВОЗ, в текущих расходах на здравоохранение в 2019 году 8,9; 12,5 и 9,9% соответственно. Увы, эта гипотеза опровергается данными развитых стран, где население несет в среднем 10–15% текущих затрат на здравоохранение, в отличие от России, где, по данным того же доклада ВШЭ, в 2011 году население покрыло почти половину расходов на медицину.

С другой стороны, эксперты ВШЭ предполагают, что существуют некие медицинские (не сервисные, а именно медицинские) услуги более высокого «иного качества», которого российское общественное здравоохранение не может достичь даже при адекватном финансировании и поэтому вынуждено оказывать населению общедоступные медуслуги второго сорта.

Однако эксперты ВШЭ сами опровергают эту гипотезу. Во-первых, согласно их данным, как «второсортную» бесплатную медицинскую помощь, так и львиную долю платных услуг более высокого «иного качества» оказывают одни и те же государственные клиники – те же врачи, на том же оборудовании и, заметим, в оплаченное государством рабочее время. Цитата из доклада: «Полученные данные свидетельствуют о том, что платная медицина имеет уже достаточно широкое распространение в нашей стране, причем основная ее часть концентрируется в государственном секторе». Во-вторых, вопреки собственным рассуждениям о более качественных платных услугах, авторы доклада одновременно постулируют, что «оплата населением медицинской помощи продолжает играть роль компенсатора сохраняющихся изъянов госфинансирования. Расходы населения выполняют функцию выравнивания диспропорций в государственном финансировании медицинской помощи».

То есть эксперты ВШЭ все-таки признают, что ведущую роль в росте платности играет дефицит финансирования медицинских гарантий. Попробуем разобраться в его причинах.

Издержки теневой экономики

Исследователи из развитых стран объясняют абсурдную необходимость дополнительных личных платежей при получении уже оплаченной страховыми взносами населения гарантированной медпомощи не более высоким качеством платных услуг, а тем, что рост расходов на здравоохранение опережает рост ВВП. Так, по данным ВОЗ, в период с 2000—2017 годы глобальные расходы на здравоохранение в реальном выражении росли в среднем на 3,9% в год, а мировой ВВП – лишь на 3%. При этом затраты развитых стран на эту сферу опережали их экономический рост примерно вдвое.

Отсюда идущая во всем мире с середины 1980-х годов политика так называемого сдерживания затрат на здравоохранение, под которой подразумевается рост OOP и снижение доступности медицинских гарантий – очереди, сокращение врачей и «оптимизация» стационаров, лимиты, франшизы, соплатежи, превращение врачей общей практики в «привратников», регулирующих доступ к медицинской инфраструктуре, а также навязывание платных услуг.

На первый взгляд, все логично: рост расходов на здравоохранение опережает рост ВВП, с которого удерживаются страховые взносы и налоги. Отсюда дефицит и необходимость соплатежей населения. Но дьявол кроется в деталях: речь идет лишь о «формальном» ВВП, без учета того, что значительная часть экономики любой страны находится «в тени», то есть не платит налогов и взносов на финансирование здравоохранения. То есть в любой стране существует масштабный теневой объем денежных транзакций (платежей) юридических и физических лиц, который не учитывается в бухгалтерском учете и налоговой службой. Диапазон таких транзакций огромен: от невинной оплаты услуг няни переводом через онлайн-банк до подделки денег и торговли людьми.

Объем теневого ВВП впечатляет. По данным МВФ, с 1991-го по 2015 год средний размер глобальной теневой экономики составил 31,9% мирового ВВП. Размеры теневой экономики колеблются в широких пределах: в Боливии это 62,3% ВВП, в Швейцарии – 7,2% ВВП, в России – около 35% ВВП.

То есть стратегия «сдерживания затрат» на здравоохранение заведомо ошибочна: она исходит из отставания роста «формального ВВП» и игнорирует тот факт, что, например, в России он на треть меньше фактического ВВП. При этом занятое в теневом секторе население сохраняет права на медицинские гарантии. Отсюда фискальная «проблема безбилетника», которая приводит к выраженному дефициту ресурсов здравоохранения.  

Однако сегодня типовое поведение финансовых служб любой страны мира – не борьба с первопричиной дефицита, «проблемой безбилетника» (это сложно, требует политических, зачастую непопулярных решений по системной модернизации налоговой системы), а во-первых, попытка закрыть этот дефицит перераспределением других статей бюджета в пользу здравоохранения. В результате, например, в России доля бюджета в финансировании программы госгарантий бесплатной медпомощи выше, чем доля страховых взносов ОМС.

Но ресурс этой меры ограничен масштабами теневой экономики и бюджета здравоохранения, который в среднем составляет 7—10% ВВП. Иначе говоря, для компенсации недобора страховых взносов и налогов с теневой экономики нужно добавить здравоохранению из бюджета до нескольких процентов ВВП, отняв деньги от других социальных целей. Адекватно покрыть столь масштабную фискальную «дыру» перераспределением бюджета не в состоянии ни одна страна мира.

Отсюда необходимость дополнительно брать деньги с населения, в том числе с тех, кто формально трудоустроен и уже один раз честно оплатил общедоступные медицинские гарантии. То есть первопричина платности в общественном здравоохранении – не наличие капризных «випов» (их число статистически малозначимо), а неспособность современных налоговых систем обеспечить сбор налогов и социальных страховых взносов с масштабной теневой экономики.

Данные наших исследований показывают, что все именно так. Используя массив данных о доле личных платежей населения в текущих расходах на здравоохранение и оценки теневой экономики за период 2000—2015 годов, мы обнаружили сильную, близкую к идеальной положительную линейную корреляция между OOP%CHE и размером теневого ВВП как развитых стран ОЭСР, так и государств — бывших республик СССР, включая Россию.

Больше того, в ряде стран размер доли теневого ВВП и доли личных платежей населения в расходах на здравоохранение практически совпадают, и эта тенденция сохраняется в течение многих лет. Иначе говоря, какая доля ВВП скрывается агентами теневой экономики от обложения налогами и социальными страховыми взносами, примерно такую же долю текущих затрат на здравоохранение вынуждено оплачивать население в форме личных платежей (см. табл. 1).

Таблица 1. Некоторые страны с практически эквивалентными долями теневой экономики и долей личных платежей домохозяйств «out-of-pocket», в текущих расходах на здравоохранение, 2015 год

 

Страна

Доля теневой экономики, % ВВП 1

Доля личных платежей домохозяйств «out-of-pocket» в текущих расходах на здравоохранение, OOP%CHE, % 2

Испания

22,01

22,30

Казахстан

32,82

32,10

Италия

22,97

23,47

Бельгия

17,80

18,71

Россия

33,72

38,65

Беларусь

32,37

36,20

Израиль

19,18

22,50

Грузия

53,07

57,32

Норвегия

15,07

14,14

Дания

14,70

13,46

Франция

11,65

9,82

Люксембург

10,38

10,75

Источники:1- Leandro Medina, Friedrich Schneider. Shadow Economies Around the World: What Did We Learn Over the Last 20 Years? International Monetary Fund, 2018

2-WHO. Out-of-pocket expenditure as percentage of current health expenditure (%) (дата обращения 22.05.2023).

Заметим, что в СССР практически не было масштабной теневой экономики, а уклонение от формальной занятости грозило уголовным преследованием – не потому ли зона платности в здравоохранении была жестко ограничена небольшим числом хозрасчетных клиник в наиболее крупных городах?

Как решить «проблему безбилетника»  

Как обеспечить сбор взносов ОМС с масштабной теневой экономики России и тем самым решить «проблему безбилетника», сведя платность в здравоохранении к минимуму? Полицейские меры и ужесточение налоговых мер не сработают. С одной стороны, этот путь требует роста затрат на насилие: следствия, аресты, содержание людей под стражей, доказательство их вины и суд – все это стоит дорого. С другой стороны, важно понимать, что теневая экономика и связанная с ней неформальная занятость – это адаптация общества к бедности. Соответственно, попытка насильственной борьбы с теневой экономикой чревата общественными потрясениями.

Поэтому наиболее перспективным, технологически доступным и социально приемлемым решением проблемы платности в общественном здравоохранении представляется идея авторитетного исследователя теневой экономики профессора Висконсинского университета E. Feige. Он предложил отменить социальные взносы с зарплат, заменив их универсальным (обязательным для всех юридических и физических лиц) целевым налогом (взносом) на платежные операции (Automated Payment Transaction tax, налог АPT), который автоматически удерживается с каждой безналичной транзакции, а также с операций по снятию наличных и их внесению на безналичный счет.

Пилотный проект по практическому использованию такого взноса для финансирования здравоохранения уже успешно проведен в Бразилии – стране БРИКС, похожей на Россию размером населения, структурой экономики и долей теневого сектора. В 1993 году в качестве временной меры для дополнительного субсидирования отрасли был введен целевой налог на финансовые операции (CPMF), который составлял 0,2–0,38% от суммы любых финансовых операций и действовал до 2007 года, собрав в 2006 году рекордную для Бразилии сумму около 20 млрд долл. США на нужды здравоохранения.

Диагноз причин проблемы платности в общественном здравоохранении представляется вполне понятным, и есть проверенные практикой пути решения этой проблемы. Осталось действовать.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.